Найти тему

Немецкая классика XX века - Лион Фейхтвангер "Братья Лаутензак"

Лион Фейхтвангер - писатель еврейского происхождения. Поэтому во многих его произведениях еврейская тема присутствует и звучит по особому. Но нет, не подумайте, что он был певцом своего народа. Нет. Он писал прекрасные исторические романы и антивоенные пьесы. Последние, правда, запрещались германским правительством. Он был почитателем Максима Горького и дважды бывал в Советском Союзе. При этом, писатель увлекался психологией и следил за новейшими веяниями в ней, что отражается в его романах, где он мастерски применяет различные психологические приемы и описывает своих персонажей, демонстрируя не только их действия и реакции, но и полностью раскрывая внутренний мир своих героев. На мой взгляд, это один из тех классиков двадцатого века, с творчеством которого нужно непременно познакомиться и прочитать хотя бы одно его произведение.

Лион Фейхтвангер (фото с сайта worldofaphorism.ru)
Лион Фейхтвангер (фото с сайта worldofaphorism.ru)

Ок. Сказано - сделано. "Братья Лаутензак" - роман, написанный о Германии тридцатых годов. Политические течения и события в стране показаны фоном к истории Оскара Лайтензака - ясновидца, пророка и искусного фокусника. Прототипом героя стал реальный человек - личный ясновидящий Адольфа Гитлера Эрик Ян Хануссен. Что хочется сказать...

Знакомство с этим автором получилось не сказать, что сильно увлекательным, но весьма нетривиальным и даже поучительным. Начиная с реальной личности главного героя, заканчивая развитием и окончанием такого насыщенного отрывка из его жизни. Да и сам этот всплеск, это прорыв, здорово напомнил взрыв фейерверка, когда громко, красиво, помпезно, богато, впечатляюще, но ненадолго.

Всё закручивается, когда Оскар Лаутензак вместо того, чтобы получить стабильное, но не высокооплачиваемое место ученого в институте в Мюнхене, соглашается на предложение своего брата Ганса и вступает в нацистскую партию. После приезда в Берлин жизнь Оскара круто меняется. Судьба бросает его на волны колоссального успеха. Однако, у всего есть своя цена... Удивительно, но такой яркий и харизматичный мужчина, был всё же глуповат. Или же слишком самонадеен. Или же совсем не дальновиден. Никогда нельзя верить в свое всесилие, даже когда ты наверху и реально обладаешь некоторым влиянием и даже властью. И особенно, когда твоё положение зависит от субстанций эфемерных и от расположения определенных лиц. Надо знать своё место. Надо чуять, куда ветер дует. И, главное, откуда. Как братишка его Ганс. Оскар же - странный персонаж. Со одной стороны он страстен, впечатлителен, принципиален (до определенного момента), с другой стороны он простоват, глуповат, слишком амбициозен. Был ли у него дар? Скорее да, чем нет.

В этом произведении мне не понравился ни один персонаж. Любовная линия здесь, как болезнь, развивающаяся за счет "хочу" одного и сомнений другой. Есть среди второстепенных героев те, к которым испытываешь расположение, но и только. Окружение же Оскара - жуткий мрак. Но это был его выбор.

Зато в этом произведении отлично передана атмосфера той Германии, того времени перемен, что привели к новой мировой войне. Есть какое-то напряжение. Нерв. Ожидание. Предчувствие. Тревога. Нечто, что висит в воздухе, что не позволяет обернуться к спокойствию. Зыбкое такое состояние. Как перед грозой. Я люблю, когда писатели так умеют.

Концовка логична и понятна. По-другому и быть не могло. За это ещё один плюс данному роману.

К классике стоит возвращаться. Но и про новинки я не забываю. Беда в том, что в конце года ничего реально стоящего не выходило. Надеюсь на начало 2020-го. Должны сейчас издательства напрячься и выдать что-то стоящее, должны.