Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.
Как возникли звезды и планеты?
С точки зрения современной науки, основной причиной процесса образования всех небесных объектов является гравитация, которая собирает материю, высвободившуюся после Большого взрыва. Затем в облаках звездной пыли формируются звезды, планеты и другие космические объекты. Конечно, это упрощенная модель, однако, основную роль в образовании небесных тел играет гравитация.
В мифологии миры возникают в результате образования сгустков в молочном океане или воздействия небесных странников на центры силы, вокруг которых собирается материя. Разрушение Вселенной водой или огнем Пураны называют разложением (лайа). Лайа — это пассивная фаза, погружение в сон, за которым следует пробуждение, а затем и эволюция мира. Это слово также означает состояние глубокого сосредоточения, музыкальную паузу, отдых, исчезновение, слияние... И во всех случаях значение этого слова подразумевает выход из состояния покоя в более активную фазу: пробуждение, возникновение звука-логоса, дифференциацию материи и возникновение мысли.
Если под понятием «лайя» понимать возможность возникновения, а под понятием «небесный странник» (комета) — активный принцип, способствующий актуализации возможности, тогда можно сказать, что все сущее (не только планеты и звезды) возникло благодаря взаимодействию пассивного и активного начал, соответствующих пределу и беспредельному платонической традиции. Их взаимодействие порождает нечто третье (смесь), например, некоторый небесный объект.
Данная модель во многом напоминает процесс зарождения живых организмов, где лайя соответствует яйцеклетке, а комета — оплодотворяющему ее сперматозоиду. Если говорить языком современной науки, в случае Солнечной системы роль лайа (беспредельного) играет огромное межзвездное облако молекулярной материи, а роль кометы (предела) — гравитация, собирающая материю в объекты зарождающейся системы. Конечно, все намного сложнее, и гипотез существует не меньше, чем неразрешенных вопросов. Интересно отметить, что, согласно одной гипотезе, газовое облако, которое стало впоследствии Солнечной системой и ближайшими к ней звездными системами, возникло в результате взрыва сверхновой звезды Коатликуе, названной так в честь «матери Солнца» в космогонии ацтеков.
Философы и ученые строят догадки и исследуют мир, пробираясь через дебри непознанного. Не все их выводы оказываются верными, однако, это погружение в неизвестное и догадки о его природе помогают сделать шаг вперед.
Объясняя движение планет, Прокл сталкивается с рядом проблем, возникших из-за несогласованности платоновской модели и научных открытий современной ему эпохи, из-за чего философ старается по-новому интерпретировать то, что сказано в «Тимее». Оказалось, что планеты вращаются вокруг Земли (на самом деле вокруг Солнца) не по идеальным круговым орбитам. Он спрашивает: как эти планеты-боги могли нарушить идеальный порядок, присущий всему божественному? И отвечает: в силу своей причастности к миру чувственному. Наука скажет, что в природе нет кругового движения и что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Не зная закона гравитации, первого закона Кеплера и придерживаясь геоцентрической модели Вселенной, философ и ученый Прокл предлагает свое решение несоответствия между принятой умозрительной теорией и научными наблюдениями. Хотя сегодня оно кажется наивным, можно упомянуть, что, опираясь на учение Платона, он впервые выдвинул идею о существовании спутников планет нашей Солнечной системы.
Если планеты являются небесными богами, как сказано в «Тимее», и если каждого из богов сопровождает хор менее совершенных божеств (даймонов), о чем говорится в «Федре», то можно предположить, что вокруг каждой планеты вращаются другие, невидимые нам, тела. Конечно, эта гипотеза умозрительна, но, тем не менее, она философская и научная. Ведь наука строит свои теории, исходя из ряда постулатов, и в данном случае Прокл исходит из предпосылки о божественной природе планет и идеи, что каждую монаду сопровождает ряд родственных ей сущностей, относящихся к более низкому онтологическому уровню.
В своем монументальном произведении «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватская также предлагает модель возникновения и эволюции всего сущего, опираясь на философскую традицию Востока (прежде всего, на космогонические учения Калачакры) и на научные достижения своей эпохи. Блаватская относится к «Книге Дзиан» подобно тому, как Прокл относится к текстам Платона: считает их наиболее авторитетными и правильными и пытается прояснить идеи этого небольшого сочинения. Внимательный читатель поймет, что, несмотря на различия в терминологии, основополагающие идеи о свойствах материи, демиургического начала, эволюции жизни и Вселенной, изложенные в «Тимее» и «Книге Дзиан», совпадают.
Для Прокла труды Платона божественны, а сам Платон — больше пророк, вдохновленный богами, чем просто философ, ищущий истину. Блаватская считает, что станцы «Книги Дзиан», положенные в основу «Тайной Доктрины» (которая является, скорее, комментариями к идеям, представленным в этом кратком сокровенном труде), представляют собой сущность всех религиозных и философских учений и пришли из того далекого времени, когда боги жили среди людей. И Прокл, и Блаватская комментируют догматическое учение, давая свою интерпретацию идей, переданных нам на символическом и мистическом языке, который предпочитали метафизики древности.
Антон Мусулин
Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.