Найти тему
Философия для жизни

О Вселенной. Часть 2. Возникновение Вселенной

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

Говоря о Вселенной, мы подразумеваем все существующее во времени и пространстве. Философов и ученых всегда волновало, как она возникла. Они пытались объяснить, почему мир именно такой, какой есть, как он возник и что есть архэ — первооснова, начало всего сущего.

Вселенная есть, это неоспоримый факт, но как она возникла, какова природа материи, времени и пространства? Как возникли звезды и что за законы управляют всем мирозданием?

В древности на эти вопросы отвечала мифология.

В мифах разных народов есть три основных модели, которые описывают возникновение Вселенной. Согласно первой модели, у ее истоков есть два начала. Первое начало — это воды первобытной бездны, которая не имеет никаких признаков и характеристик и является потенциальностью всего сущего. Второе начало организует этот хаос и способствует проявлению семян жизни, их росту и развитию.

Согласно мифологии индейцев хопи, первоначально существовали только творец Тайова и бесконечное пространство первого мира Токпела. Не было ни начала, ни конца; не было ни времени, ни формы, ни жизни. Только огромная пустота, чье начало и конец, время, форма и жизнь были в сознании создателя Тайови. Затем он, бесконечный, задумал конечное и создал Сотукнанга, говоря: «Я создал тебя, первую силу в форме человека, чтобы осуществить мой план жизни в бесконечном пространстве...»

Согласно второй космогонической модели, Вселенная возникает из некоего Существа, которое гибнет или приносит себя в жертву, и из частей его тела возникают небо, земля, Солнце, звезды и все живые существа.

В китайской мифологии мир возник из тела великана Паньгу. Его последний вздох превратился в ветер и облака, глаза стали солнцем и луной, туловище — земной сушей, кровь — реками, волосы на голове — звездами, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями, зубы и кости — металлами и драгоценными камнями, пот на теле — дождем и росой, а маленькие существа, жившие на его теле, превратились в людей. Так был сотворен мир.

Процесс творения может также совершиться в результате волевого акта самого творца (третья мифологическая модель), который силой мысли и словом творит богов и людей и все, что есть в мире.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так».

Эти три модели отчасти присутствуют и в схеме сотворения мира, изложенной в «Законах Ману»:

Эта (Вселенная) существовала в форме Тьмы, непроницаемой, лишенной отличительных признаков, недоступной рассуждению, умонепостигаемой, полностью погруженной, словно в глубокий сон.
Тогда явился божественный Самосущий, неразличимый, [но] творящий [все] это, великие стихии и прочее, различимое, — с неодолимой [творческой] силой, разгоняющей тьму...
Желая произвести на свет всевозможные существа, первым делом он сотворил мыслью воды и поместил в них [свое] семя.
Это [семя] превратилось в золотое яйцо...
Божественный восседал в этом яйце целый год; затем он сам [одной] своей мыслью разделил его на две половины.
И из этих половинок он создал небо и землю, между ними срединное пространство, восемь точек горизонта и вечное жилище вод.

Все эти космогонические модели можно интерпретировать философски, как делали стоики и платоники. Тогда изначальные воды будут олицетворять первоматерию, являющуюся родительницей стихий (осязаемой материи), вместилищем всего и наполнителем всех форм; а божество, из тела которого возникает Вселенная, символизирует единое начало, в котором материя и жизнь неотделимы друг от друга, и поэтому все сущее, включая и материю, наделено жизнью. Мифы, в которых все возникло благодаря силе мысли и творящего слова, символически говорят о том, что порядок не может возникнуть сам по себе и Вселенная есть отражение мирового разума (мира идей).

-2

Платон в «Тимее» предлагает философски осмысленную модель возникновения космоса — самого совершенного из всего возникшего и существующего. Его Вселенная не только совершенна, она жива и разумна. Иначе говоря, она наделена телом, душой и умом, и, имея тело, она находится во власти не только промысла, но и необходимости. На самом грубом уровне основой Вселенной является материя, накладывающая на все, причастное ей, свои ограничения. Следовательно, и в мифах, и в философии основой всего сущего является материя и жизнь-сознание.

С точки зрения современной физики, Вселенная возникла благодаря импульсу, который дал толчок тому, что мы называем Большим взрывом. В момент Большого взрыва возникли время и пространство и высвободилось огромное количество энергии, которая в дальнейшем дала возможность возникновению материи. Потребовалось несколько миллиардов лет, чтобы из этой дифференцированной материи образовались галактики, звезды, планеты, в том числе наша Земля.

Следовательно, материя — это энергия, а энергия — это материя, существующая в виде элементарных частиц (являющихся одновременно волнами). Почему они имеют заряд, массу и другие признаки, уподобляющие их числам-принципам пифагорейского учения, где одно число невозможно вывести из других чисел? И почему они взаимодействуют четырьмя способами, напоминая о пифагорейской тетраде? Можно отметить, что между платоновской и современной научной моделью Вселенной помимо принципиальных различий есть нечто общее: стремление описать мир, опираясь на математические принципы и законы.

Тем не менее, несмотря на красоту и внутреннюю согласованность этих двух моделей, как говорят ученые, мы должны предпочесть ту, которая нам кажется более разумной и лучше совпадает с научными данными, иначе говоря, которая «лучше функционирует».

Антон Мусулин

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц