Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.
Сегодня мы обладаем огромным багажом знаний, и, несмотря на их неполноту, мы лучше понимаем Вселенную, чем сто или две тысячи лет назад. Но знать цифры и научные данные, выдвигать гипотезы или оперировать теориями не значит чувствовать свою причастность ко Вселенной. Вместо вопроса «возможно ли познать Вселенную» нужно спросить: насколько мы способны интегрироваться во Вселенную и как обретаемое знание может этому способствовать?
Для философа и человека религиозного Вселенная — это манифестация Бога, тайна, являющаяся отражением Тайны. Будучи иерофанией и теофанией, она не может быть только лишь объектом исследования. Мир, в котором мы живем,— это не мир чуждых нам объектов и явлений, а космос, частью которого мы являемся. Следовательно, не должно быть противоречия между наукой, этикой и эстетиком — каждая из этих дисциплин олицетворяет одну из граней нашего отношения с макрокосмом. Наука до недавнего времени была частью философии, и сегодня она должна, по меньшей мере, возвращать нас к философии.
Предмет физики — изучение природы универсума, человек как живое существо и его место в мире, промысл божий о мировом целом и подчинение ему других богов, отношения между людьми и богами.
(Альбин, «Учебник Платоновской философии»)
О необходимости синтеза говорит и известный физик В. Паули:
Я считаю, что человеку, для которого узкий рационализм потерял свою убедительную силу и на которого уже мало действует очарование мистической установки, ощущающей внешний мир в его навязчивом многообразии как иллюзию, не остается ничего другого, как выносить на себе всю остроту противоречий и конфликтов между ними... Но мне представляется, что, в противоположность практиковавшемуся с XVII века строгому подразделению деятельности человеческого духа по отдельным «департаментам», высказанным или невысказанным мифом нашего собственного, сегодняшнего времени выступает притягательная идея преодоления розни, включая и идею синтеза, охватывающего как рациональное понимание, так и мистическое переживание единства.
Антон Мусулин
Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.