Найти тему
Вадим Демьянович

Что японцы рассказали своим читателям о легендарном советском танке Т-34.

Услышав о Т-34, каждый россиянин сразу же расплывается в улыбке, подмечает автор материала Мицухару Фурудзэ (Mitsuharu Furuze). Они считают этот танк «спасителем отечества» и «оружием великой победы». Когда немцы впервые увидели Т-34 на поле боя, они оказались в панике. Как СССР удалось создать такой революционный танк?

В самом начале нового 2020 года интернет-издание JB Press (Япония) явило своим читателям интересную статью о нашем Т-34. Зачем они это сделали, как бы не совсем понятно… Но, материал получился добротный, совсем без каких-то намеков на русофобию, достаточно краткий, чтобы получить начальное представление о таком чуде техники. Поэтому, хочу представить его вашему вниманию. Единственное что, опускаю большей частью авторские вкрапления о современном фильме «Т-34», пусть будет больше истории. Добавил лишь три своих комментария под знаками ??? и несколько фотографий для общего понимания.

Итак:

О российском фильме «Т-34», который вышел на большие экраны в Японии, достаточно неплохие отзывы (??? Фильм заработал 600 тыс. $ в стране восходящего солнца, побив тем самым рекорд среди российских кинолент за последние 25 лет, опередив даже «Сибирского цирюльника»).

Японцы считают, что ремейк советской картины «Жаворонок», которая была создана в 1960-е годы, благодаря использованию современных технологий — компьютерной графики и специальных эффектов превосходит советское произведение с точки зрения воздействия на зрителя и реалистичности.

В России этот фильм стал хитом: его посмотрело восемь миллионов человек. Когда в России говорят о войне в советский период, то обычно подразумевают танк Т-34. Для россиян он является популярным символом, таким же, как для японцев линкор «Ямато» или же палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero.

В последние годы в Японию приезжает много россиян в туристических или бизнес целях. Увеличилось количество тех, кто остается надолго или же вообще навсегда. Когда знакомого россиянина вне зависимости от пола и возраста спрашиваешь: «А ты знаешь, что такое Т-34?», обычно сначала он удивляется, а потом расплывается в улыбке.

Для русских, да и для жителей бывшего СССР, Т-34 — это спасительное оружие, которое привело к победе в Великой Отечественной войне (на постсоветском пространстве так называют войну между Германией и СССР во время Второй мировой войны), жертвами которой пало без малого 27 миллионов человек.

Появление Т-34, которое привело к революции в современном танкостроении

Массовое производство Т-34 началось в 1940 году, за год до начала войны между Германией и СССР. Прототип танка был разработан на Харьковском паровозостроительном (??? Не удивляйтесь, до 1939 года он так и назывался, потом уже Харьковский завод транспортного машиностроения, он же - машиностроительный завод № 183, выпускал двигатели, паровозы и танки) заводе под руководством инженера Михаила Кошкина. В тот же год началось производство деталей на Сталинградском тракторном заводе и других советских предприятиях.

Компоновка Т-34 образца 1940 года
Компоновка Т-34 образца 1940 года

На западном направлении разворачивалась Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году. Немецкие войска одерживали победы одну за другой благодаря молниеносным операциям, в которых использовались танки и моторизованная пехота. В результате перед нацистскими агрессорами сложила оружие вся Западная Европа, за исключением таких нейтральных стран, как Швейцария, Испания и Португалия. Британские войска, отправленные в Европу, также покинули материк, потерпев поражение во время битвы за Дюнкерк на северо-западе Франции.

Прямо перед второй мировой войной СССР подписал с Германией Договор о ненападении, за счет чего ему удалось избежать прямых столкновений с нацистскими войсками. Он намеревался расширить сферу влияния в Восточной Европе. Тем не менее было очевидно, что нацистская Германия, укрепившая военную мощь за счет обеспечения в Западной Европе промышленного фундамента, кадровых и материальных ресурсов, станет врагом и с точки зрения идеологии, и с точки зрения геополитики.

Поэтому создание в кратчайшие сроки танковой мощи, способной остановить Танковую дивизию вермахта, являвшуюся главной движущей силой расширения гегемонии, стало для советской Красной армии неотложной задачей.

Т-34, на который возлагались именно такие надежды, обладал невероятными характеристиками. В результате он остался в истории в качестве танка, совершившего революцию в современном танкостроении.

-3

Выдающиеся боевая мощь, обороноспособность и мобильность

Во-первых, огневая мощь. На танке была установлена 76-миллиметровая пушка, которая могла пробить броню основных иностранных танков того времени и которая могла стрелять зарядами, эффективными как против укреплений противника, так и против пехоты. В свою очередь немецкие танки оснащались пушками калибра 37 или 50 миллиметров. У немногочисленных танков непосредственной поддержки и самоходно-артиллерийских установок были короткоствольные орудия калибра 75 миллиметров. Нельзя было сказать, что они обладали достаточной мощью для того, чтобы пробивать любую броню.

Во-вторых, обороноспособность. Что касается танков до Т-34, то для них сначала изготавливались корпус, стальной каркас башни и так далее, а затем при помощи сварки или заклепок устанавливалась броня толщиной 15-30 миллиметров. Броня стояла практически перпендикулярно горизонтальной плоскости.

В свою очередь, в случае с Т-34 вырезались большие 45-миллиметровые бронированные пластины, которые вваривались в корпус под углом и являлись его частью. Башня изготавливалась аналогичным методом. Броня корпуса стояла под углом 45-60 градусов, в результате чего ее фактическая толщина составляла 70-90 миллиметров в зависимости от угла установки. Таким образом, в сравнении с иностранными конкурентами бронестойкость машины была увеличена на порядок.

Когда в июне 1941 года началась война между СССР и Германией, бронебойные снаряды немецких танков практически не могли пробить броню Т-34: ни спереди, ни сбоку, ни сзади. На самом деле, столкнувшись впервые в бою с Т-34, немецкие войска оказались в панике.

Метод изготовления корпуса и других деталей, при котором броня являлась частью несущего кузова, в сочетании с выплавкой компонентов башки упростил массовое производство в условиях войны и позволил в сложных условиях достигать объемов, в несколько раз превосходящих противника.

-4

В середине Великой Отечественной войны большинство советских военных заводов, находящихся на Украине и в европейской части России, было перемещено восточнее Волги, а также за Уральские горы в западную часть Сибири. Для сварки корпуса Т-34, который отличался линейным дизайном, были внедрены примитивные промышленные роботы (системы автоматической сварки). Это позволило серьезно сократить квалифицированный персонал и сэкономить трудовые ресурсы.

Во время Второй мировой войны нацистская Германия произвела примерно 26 тысяч танков. Благодаря высокой производительности Т-34 было изготовлено в 2,5 раза больше.

В-третьих, мобильность. На Т-34 устанавливался V-образный двигатель мощностью 500 лошадиных сил, за основу которого была взята авиационная силовая установка. Это обеспечивало достаточную мощность. Катки были большого диаметра и просты в замене. Гусеницы с незамысловатой системой сцепки и широкими траками позволяли легко преодолевать снег и грязь. Благодаря всему этому танк демонстрировал высокие скоростные показатели (на равнинной местности максимальная скорость составляла 55 километров в час) и обладал достаточным запасом хода (150-200 километров). Это великолепные характеристики для танка, масса которого составляла 26-30 тонн. В то время танки коалиционных сил могли набирать скорость не более 30-40 километров в час. В мудреную подвеску легко забивался снег или грязь. В связи с этим эксплуатационные характеристики с учетом недостаточной мощности (100-300 лошадиных сил) нельзя было назвать удовлетворительными.

Какой волгоградский пацан не мечтает сфотографироваться на Т-34 у волгоградского тракторного завода?
Какой волгоградский пацан не мечтает сфотографироваться на Т-34 у волгоградского тракторного завода?

В 1940 году Т-34 уже обладал этими необходимыми для танков тремя характеристиками: боевая мощь, обороноспособность и мобильность. Зарубежные производители только начинали к ним стремиться и ставили пред собой цель превзойти эти показатели. Тем не менее ни одна из стран кроме США так и не смогла наладить аналогичное массовое производство (к концу войны было произведено более 70 тысяч Т-34), которое стало возможным благодаря силовой конструкции танка, обеспечивавшей высокую производительность. Это определило послевоенные стандарты.

Итак, почему же СССР удалось построить такой революционный танк?

В 1928 году Сталин принял первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, и это позволило активно развивать тяжелую и оборонную промышленность России и Украины на основе сохранившихся со времен Российской империи верфей, машиностроительных заводов и металлургических комбинатов.

В 1930 году в США и Великобритании была приобретена лицензия на производство танков. Благодаря этому в 1930-е годы было налажено производство десятков тысяч танков.

Кроме того, советские танки прошли испытания в реальных боях: столкновения с китайскими (??? Скорее всего автор имеет в виду 1929 год, когда Советский Союз воевал с Китаем за КВЖД, танки Т-18 тогда были, да) милитаристами, вмешательство в гражданскую войну в Испании, два крупных сражения с японскими войсками (Хасанские бои 1938 года и бои на Халхин-Голе в 1939 году).

Танк Т-18 в районе КВЖД ,1929 г.
Танк Т-18 в районе КВЖД ,1929 г.

Эти уроки были учтены при разработке Т-34 и других оригинальных вооружений. В 1920-е годы начали систематически подготавливать кадры для танковой промышленности: стажеры отправлялись в США и другие страны. Благодаря этому на Харьковском паровозостроительном заводе и Кировском заводе в Санкт-Петербурге появились блестящие конструкторские бригады.

И сейчас это не «танк из прошлого»

Тем не менее несмотря на то, что Красная армия обладала таким грозным оружием, как Т-34, в начале и середине войны с Германией она несла потери из-за плохой подготовленности экипажа, перебоев со снабжением и других факторов (причиной потерь были не бои, а отсутствие горючего или запасных частей).

Более того, в середине войны немецкая армия начала оснащать свои танки 50, 70 и даже 88-миллиметровыми пушками, которых не было ни у одной из армий. Броня также была серьезно укреплена, и Т-34 лишился преимущества.

Несмотря на это, даже в период с середины по конец войны Т-34 оставался прекрасно сбалансированным танком с точки зрения основных характеристик. Благодаря массовому производству потери быстро восполнялись, и советский танк продолжил преследовать Танковую дивизию вермахта, которая становилась все меньше.

Более того, за год до окончания войны появилась модернизированная модель Т-34-85 с увеличенной башней, на которой было установлено 85-миллиметровое орудие. Утерянные позиции были восстановлены.

После войны Т-34-85 производился не только в СССР, но также в Польше и Чехословакии. Эти и уже произведенные во время войны танки заполонили социалистические и союзнические страны.

Видимо те машины, которые нам передали из Камбоджи
Видимо те машины, которые нам передали из Камбоджи

Эта боевая машина до сих пор не является «танком из прошлого». В начале Корейской войны северокорейские войска, оснащенные Т-34-85, получили преимущество и разгромили подразделения Южной Кореи. Также этот танк принимал участие в Арабо-израильском конфликте, столкновениях в Африке и войне во Вьетнаме. Более того, этот танк, созданный 75 лет назад, до сих пор стоит на вооружении в некоторых странах.

Танк Т-34 занимает важное место в мировой танковой истории. Поэтому русские (а также многие украинцы), создавшие этот танк, называют его «спасителем отечества» и «оружием великой победы».

Солдат Красной армии у Т-34 на площадке у Панорамы Сталинградской битвы.
Солдат Красной армии у Т-34 на площадке у Панорамы Сталинградской битвы.

Спасибо японским товарищам за надлежащую статью, думаю, как краткий рассказ о легендарной машине, она будет полезна и нашим детям, иностранным друзьям и много ещё кому. Как думаете?

Ещё почитать о на нашем канале:

P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху. Сам буду оценивать ваши ценные комментарии и пожелания! Делитесь материалами в социальных сетях, пусть ваши друзья тоже прочитают. Хорошо?