Раз уж сейчас так много говорят о декабристах, я тоже решила вставить свои пять копеек. А так как среди них через одного всё писатели да поэты, проще всего это сделать в моей традиционной рубрике #гениитожеболеют.
Итак, знакомьтесь: князь Одоевский. Почему он? А почему нет?
Александр Иванович представитель княжеского рода Одоевских - одной из старших ветвей Рюриковичей. Родился в Санкт-Петербурге в 1802 году. Нетрудно сосчитать, что на момент восстания ему было 23 года.
Двоюродными братьями ему приходились:
а) Грибоедов Александр Сергеевич;
б) ещё один писатель - Одоевский Владимир Фёдорович, «русский Фауст», известный большинству по сказке «Городок в табакерке».
Александр Одоевский получил блестящее домашнее образование и в 1821 году поступил на военную службу в Конный лейб-гвардии полк. В 1823 году произведён в корнеты. В начале 1825 года принят в Северное общество, в коем проявил деятельное участие.
Утром 14 декабря Одоевский сменился с караула во дворце. То есть, провёл сутки без сна.
Сходил переодеться на квартиру, которую занимал вместе с Вильгельмом Кюхельбекером (она располагалась в непосредственной близости к эпицентру событий - на Исаакиевской площади). А затем курсировал между полками, агитируя за активное сопротивление переприсяге.
К моменту вывода конногвардейцев против каре бунтовщиков был уже на Сенатской площади, но уговорить сослуживцев перейти на сторону восставших не смог.
Потом, уже во время атаки конницы, он просил солдат, стоявших с ним, не стрелять в людей, только в лошадей... Но кто уж там слушал?
После рассеяния строя артиллерией пытался пуститься в бега. Практически в невменяемом состоянии явился к дядюшке, который под белы рученьки препроводил его под арест.
(А дядюшкой у нас был Ланской Дмитрий Сергеевич, бывший московский губернатор, сенатор и тайный советник).
Был помещён в Петропавловскую крепость, в Алексеевский равелин, в камеру номер 16.
Приговорён к 12 годам каторги, впоследствии сокращённой до 8 лет.
В Читинском остроге написал ответ на стихотворение Пушкина.
Именно оттуда взята фраза «из искры возгорится пламя», ставшая в 1900 году слоганом революционной газеты «Искра», основанной Лениным.
Однако, советская пропаганда умалчивала о том, что автор главного призыва большевиков раздуть пожар мировой революции раскаялся в содеянном и в 1833 году на высочайшее имя написал письмо с просьбой о помиловании.
Немного об уровне домашнего образования Одоевского. В свободное от работы в Читинском остроге время декабристы наладили читать друг другу лекции. Образовывались, так сказать. Одоевский читал о русской словесности.
Из воспоминаний барона Розена: «он сел в углу с тетрадью в руках, начал с разбора песни о походе Игоря, продолжал несколько вечеров и довёл лекции до состояния русской словесности в 1825 году. Окончив последнюю лекцию, он бросил тетрадь на кровать, и мы увидели, что она была белая, без заметок, без чисел хронологических, и что он всё читал на память».
Высочайшей милостью пожалован разрешением кровью искупить вину перед царём и отечеством. Для чего, собственно, в 1837 году определён в действующую армию на Кавказ. Рядовым. В Нижегородский драгунский полк. Где сблизился с Лермонтовым, сосланным за «Смерть Поэта» в тот же полк. И Огарёвым, получившим разрешение на кратковременную поездку из пензенской ссылки.
Скончался в результате малярийной лихорадки во время строительства форта Лазарева в возрасте 36 лет. Это и сейчас курорт, так сказать, сомнительный, а тогда и вовсе гиблое место.
До открытия возбудителя малярии оставался 41 год, до выявления переносчика заболевания - 59 лет.
Иезуиты впервые применили хинин для лечения малярии аж в 1631 году, совершенно не подозревая о настоящей причине заболевания. Но растение, из коры которого получали лекарство, вплоть до 1865 года произрастало на территории лишь четырёх стран Южной Америки (Колумбии, Эквадоре, Перу и Боливии). Поэтому препарат был редок, дорог, и вряд ли имелся в арсенале полковых врачей на Кавказе.