Найти в Дзене

От котлована до текущего крана

Оглавление

В службу строительного надзора и жилищного контроля люди приходят с разными проблемами. Кого-то волнует, не обанкротится ли застройщик, с которым заключен договор долевого участия. Кто-то считает, что ему неправильно вывели сумму перерасчета за отопление. У кого-то давние претензии к управляющей компании. Как не потеряться в этом море житейских вопросов и сохранить желание помочь людям? Об этом мы беседуем с руководителем службы в Красноярском крае Евгением СКРИПАЛЬЩИКОВЫМ.

-2

Понизить барьеры

– Евгений Николаевич, у вашей службы такое огромное количество полномочий, что возникает два вопроса. Первый: вы можете все? И второй: как вы все это успеваете делать?

– Конечно, мы можем не все, хотя полномочий действительно очень много. Наши надзорные функции сгруппированы по трем большим направлениям: строительный надзор, жилищный надзор и лицензионный контроль и долевое строительство.

Что касается того, как мы все успеваем, то здесь мы стремимся следовать новым государственным подходам в реформировании контрольной деятельности. К примеру, в этом году пересмотрели организационную структуру в части строительного надзора. За счет этого удалось снизить административную нагрузку на бизнес в два раза.

– Каким образом?

– Раньше у нас отделы строились по функциональному принципу. Отдельно пожарный надзор, отдельно санитарный, отдельно энергонадзор и т. д. Соответственно на один и тот же объект в разное время выезжали специалисты по каждому из направлений, проводили проверки, составляли каждый свой протокол, акт, предписание. После реорганизации отделы строятся по принципу территориального зонирования. Проверки теперь проводятся комплексно с участием всех необходимых специалистов. Такой же подход мы применили и в сфере жилищного контроля. Несколько иная ситуация с надзором за долевым строительством. Здесь мы увеличили отдел на пять штатных единиц, но при этом не увеличили количество проверок. Зато их качество, по моему мнению, выросло в разы.

Эта нелегкая доля

– Означает ли это, что случай, подобный банкротству «Реставрации», не повторится?

– К сожалению, до последнего времени эффективного механизма защиты от преднамеренного банкротства застройщика создать не удалось. «Реставрацию» проверяли все, и по документам все было нормально. А то, что руководство занималось махинациями и документы были подложными, выяснилось только во время следствия. Надеюсь, что переход к эскроу-счетам изменит эту ситуацию.

– Есть группа компаний, которые, хотя и не являются банкротами, ведут строительство крайне медленными темпами. Дома годами стоят незавершенными. Участники долевого строительства, вложившие свои деньги в эти объекты, вполне обоснованно подозревают, что застройщик находится в предбанкротном состоянии. Как власть реагирует на эту ситуацию, чтобы не допустить появления новых «Стройтехник» и «Реставраций»?

– Власть следит за этими объектами очень внимательно, в режиме еженедельного мониторинга. Ими занимаются штабы в районных администрациях, межведомственная комиссия в министерстве строительства, в которую включены представители правоохранительных и налоговых органов, депутаты. На этих комиссиях постоянно присутствуют и сами дольщики.

Действительно, на многих площадках работы ведутся крайне медленно, но они ведутся. И с большой долей вероятности под пристальным контролем власти и участников будут доведены до конца.

– А что с пострадавшими дольщиками «Реставрации»?

– Несмотря на то что страховой механизм показал себя неработоспособным, ситуация разрешилась очень хорошо. Практически все обманутые дольщики уже получили компенсацию. Этой задачей занимался федеральный фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства.

Подсчитали – прослезились

– И все же, к счастью, пострадавшие от недобросовестных застройщиков у нас в меньшинстве. Куда больше тех, кто считает себя пострадавшими от поборов энергетиков. Получив квитанцию с весенним перерасчетом за тепловую энергию, многие не верят в правильность этих цифр. И тогда арбитром становится ваша служба. Кстати, и вам тоже не верят, когда вы не находите ошибок в расчетах.

– Бывает и хуже. Человек приходит к нам, рассчитывая уменьшить сумму платежа, а в результате нашей проверки она увеличивается. Справедливости ради стоит отметить, что чаще ошибки делаются в другую сторону. Так, в текущем году выполнен перерасчет денежных средств по 7 186 жилым помещениям в многоквартирных домах. Возвращено более 19,4 миллиона рублей. Доначислено более 715 тысяч.

Вообще это один из самых сложных и тяжелых вопросов в нашей деятельности. Но я надеюсь, что скоро он останется в прошлом в связи с переходом на оплату отопления по фактическому потреблению – такой эксперимент, как известно, начнется в ряде городов нашего края уже в 2020 году. Надеюсь, что он пройдет успешно и шквал обращений граждан по перерасчету за тепловую энергию уйдет в прошлое.

– Вашу службу считают и едва ли не самым действенным механизмом, побуждающим управляющие компании заниматься своим делом – качественным обслуживанием домов.

– Самый действенный механизм – по любому вопросу сначала обратиться в управляющую компанию. Жилищным законодательством установлены четкие сроки, в которые УК должна ответить либо принять меры к устранению нарушений. Если этого не делается, то у нас появляется возможность воздействия на управляющую компанию.

Дело в том, что сегодня у нас отсутствует возможность плановых проверок по УК. Мы «видим» их, только после обращения граждан. Недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, мы имеем право проверять лишь конкретные вопросы, указанные в обращении. Во-вторых, обязаны уведомить управляющую компанию. И зачастую, когда мы приходим, проверять нечего. Мы пишем, что недостатки устранены. А через два дня все начинается заново, потому что проблема решена методом тяп-ляп, лишь бы проверка ничего не нашла.

– Есть ли у вас какой-нибудь свой рейтинг УК?

– Мы скорее ведем собственный неформальный «антирейтинг».

Вячеслав ЗАСЫПКИН, фото Олега КУЗЬМИНА

Оригинал статьи можно найти здесь