Однажды, сплавляясь по реке в сотнях километров от ближайшего населённого пункта, я решил остановиться на ночлег в знакомом зимовье. У избушки сразу бросилась в глаза аккуратно разорванная пачка из-под сигарет, приколотая над дверью. На ней неровными буквами было написано: «Сообщите люди в милицию, что на устье Даурки в зимовье три трупа и выше два. Пошёл на лодке вниз искать людей, у кого рация…» (подробнее в статье «Поиск стоянки…»).
Длительные экспедиции в тайгу, в которых участвует больше одного человека, требуют от участников повышенной терпимости. Связано это с тем, что люди попадают в среду, резко отличающуюся от привычной (нет удобств, семьи, друзей), и взгляд изнутри на эту среду вовсе не такой, как со стороны.
Вид первозданных просторов может восхищать величавостью и великолепием, а при передвижении по земле вдруг оказывается, что в этих просторах полно препятствий, неудобств, вызывающих иногда даже раздражение. Эта череда взглядов называется романтикой, которая часто разбивается о непростой быт. Правда, в маршрутной практике этого почти не случается, поскольку там происходит постоянная смена декораций, да и попросту нет времени для «взращивания» неудовольствия. Гораздо сложнее с этим на удалённых стационарных точках, когда изо дня в день на протяжении месяцев людей окружает одно и то же.
Столкнулся я с этим явлением при гидрогеологической съёмке. По проекту необходимо было провести двухгодичные наблюдения за образованием наледей в долинах небольших речек.
На каждую из удалёнок командировалось по два добровольца: строилось зимовье, завозились продукты и снаряжение.
Казалось, что проблем быть не должно, ведь кроме установки вех и наблюдений за режимом речек, там и рыбалка, и охота, и никакого начальства – живи и радуйся воле и первозданной природе.
Так оно и было… несколько месяцев. Но люди разные, недостаточно хорошо знающие друг друга, а иногда и вовсе встретившиеся впервые. И однажды случился инцидент, похожий на тот, с которого начата эта публикация.
После инцидента и разговоров с глазу на глаз с обитателями удалёнок (без этого не обойтись) выяснилось, что те самые добровольцы за прошедшее время диаметрально поменяли мнение друг о друге. Выражение «с ним я не пошёл бы в разведку» самое мягкое, что довелось мне услышать.
Наверно, многим знакомы перемены в отношениях. Но если разногласия случаются в условиях, когда они не успевают перерасти в «болезнь» или происходят в населённом пункте, то разойтись можно без особого ущерба для здоровья. Когда же разногласия ютятся в тесном зимовье, в условиях ограниченного индивидуального пространства, то разойтись попросту некуда и психическое здоровье нарушается, после чего страдает и здоровье физическое. Ну а проверять сотрудников на совместимость, как это делается при подготовке космонавтов, в обычных условиях нет возможности.
Найти людей на замену просто там, где их много, а в экспедиции такой возможности часто не бывает. Поэтому поначалу пришлось договариваться, т.е. с тех стационаров, где появлялась проблема, кого-то оформлять в незапланированный отпуск, что сразу же сказалось на режиме работ, сулящих в будущем некачественный отчёт. Другими словами, неприятность подкралась с другой стороны.
После очередной «заявки» на конфликт с одной из удалёнок, в голову пришла простая, очень естественная и логичная мысль: если двое коллег не уживаются в тесной избушке, то почему бы им не жить раздельно, построив ещё одну где-нибудь в километровом отдалении? Времени на это потребуется не более двух недель, а при усердии – достаточно и одной, чтобы поставить сруб под крышу.
Во время очередного сеанса радиосвязи эта мысль была передана на стационары.
Читателям вряд ли интересны организационные моменты и бытовые подробности, поэтому сразу скажу об итоге: серьёзные конфликтные ситуации исчезли – как бабка отшептала. Более того, там, где они назревали подобно нарыву, воцарились абсолютно нормальные человеческие отношения. Коллеги охотно посещали друг друга, чтобы согласовать проведение работ, делились новостями, планировали совместные рыбалки, чтобы обеспечить запасы на зиму, и даже выручали друг друга в случае какого-нибудь недомогания.
Отпала необходимость вынужденно разлучать сотрудников внеочередными отпусками или искать им замену.
Возможно, такой опыт кому-то из таёжников и пригодится.
Всем здравия, и благодарю за внимание.