Так вышло, что наниматься самому, нанимать своих людей куда-либо, нанимать себе в команду людей на разных проектах и нанимать просто себе людей в команду мне приходилось более 150 раз. Внимание, более 150 раз я был связан с вопросами найма, и у меня есть чем с вами поделиться, друзья мои. Чтобы не быть однобоким, я опишу сначала приколы стороны нанимателей (эйчаров, потенциальных руководителей, заказчиков и прочее) а потом расскажу что ну прям бесит в кандидатах.
Приколы стороны найма
1. У нас есть зарплата, но я вам ее не скажу
Это правда смешно. Вы серьезно думаете, что сокрыв зарплату вы приблизите себя к нахождению нужного специалиста? Нет, вы потратите свое и чужое время. Я уже давно писал, что если вы набираете не топ-менеджмент крупных корпораций за неприлично высокие зарплаты, и у вас есть понимание потолка, вам не нужно скрывать это понимание. Налоговая не ходит на хед хантер и не смотрит (что странно, но факт). К тому же, у человека тоже может быть вилка, но ему может понравится ваш продукт и несмотря на то, что его ожидания выше, он может откликнуться. Если он ваших ожиданий не видит, то происходит примерно следующий диалог:
Кандидат: Уточните, пожалуйста, вилку по заработной плате
HR: Дело в том, что у нас нет рамок, мы ориентируемся на ваши зарплатные ожидания. Кстати, хотела уточнить Ваши зарплатные ожидания
Кандидат: Ищу от N тысяч рублей.
HR: Извините, это выше нашей вилки, не вижу смысла тратить наше и Ваше время, удачи в поисках!
Едрен батон! Так вилка все-таки была? Если было понимание верхнего предела, почему его не озвучить? А так получается, что люди играют в угадай цифру. «А, не угадал, удачи в поисках».
2. Неумение вести диалог (или нежелание)
Это продолжение темы про угадал — не угадал. Но, узнав ожидания кандидата, и поняв что хочет он много, можно уточнить, готов ли он теоретически пойти на другие финансовые условия, с учетом компенсационного пакета или частичной занятости или в силу других полномочий, или таких преимуществ как возможность работы удаленно и белой зп?
Ситуации бывают разными, возможно у человека ипотека и жена с 2 детьми и ему позарез нужна белая зп иначе их попрут погаными метлами из их дупла. И о да, он пойдет на менее шикарные финансовые условия ради благополучия семьи. Если скажет «нет», ну на нет и суда нет. Но за спрос не бьют в нос. Не бойтесь гибче подходить к вопросу. Да, год назад я писал, что нельзя нанимать человека, если он хочет больше денег чем вы можете предложить. Но это касалось тех компаний, которые больше ничего не могут предложить. Стул, стол, кипяток, оформление в черную, офис на 128км Калужского шоссе, недалеко от метро совсем да, часок на маршрутке, че уж там. Тогда да, тут кроме бабок ничего предложить нельзя. Но в айтишном мире, как правило, дофига еще есть чем крыть: оплата фитнеса, английского, льготные кредиты, оплата релокации, жилья, обедов, белые зарплаты, ДМСы. Для многих стабильность — важнее денег. И это не плохо, не все должны быть бизнесменами, авантюристами и спекулянтами, должны быть еще люди, которые работу работают.
Поймите, я не ругаю, я для вас же стараюсь и даю бесплатно совет о том как не потратить время и бабло на безуспешные поиски
3. Вопросы, от которых нереально трясет
Вот, ответы на такие вопросы как
— Сколько вы получали на предыдущем месте работы
— Почему ушли с предыдущего места работы
— Почему так мало проработали там то и там то
— Почему у вас так много мест работы
вас не должны интересовать. Я объясню почему
Вы знаете, даже вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет» не выглядит стремным по сравнению с этими тремя.
Во-первых, спрашивать человека о его заплате это просто даже неприлично.
Во-вторых, это нарушение NDA.
В третьих, какая нахрен разница?
И в четвертых, правду вы все равно не узнаете, человек может соврать, а его предыдущий работодатель тайну не раскроет.
Насчет почему ушли. Ну вот зачем вам эта информация? Ты рекомендации все равно будешь спрашивать или пробивать так или иначе, узнаешь. Правды тебе все равно никто не скажет, если было что-то плохое. Если человек ушел, то скорее всего, либо его выгнали оттуда, либо его самого там все затрахало. В любом случае, ничего хорошего. Очень редко люди расстаются плохо и всегда в таких случаях дают хорошие рекомендации и придумывают благозвучный повод. Бывают случаи, когда действительно повод был никак не связан с работой. Но опять же, на что это влияет? Я вам честно скажу, вообще ни на что.
Опасность для потенциального работодателя может быть, если человек: вор (должны быть доказательства), промышленный шпион, агрессивный маньяк (бил людей, например) или сумасшедший (тогда у него должна быть справка). Во всех остальных случаях, вопрос «почему ушли» вас не спасет. И он задается, чтобы посмотреть как кандидат будет выкручиваться. А он будет, потому что, как я уже писал, вряд ли там была какая-то причина, которая звучит хорошо. И если вы узнаете правду, это вас ни от чего не застрахует.
Вангую, что вы хотите таким образом узнать, что возможно человек безответственный, некомпетентный или лентяй. А если нет, то тогда вы точно для галочки его задаете, чем раздражаете только людей.
Во-первых, вы можете это узнать у его прошлого работодателя, если конечно он вам расскажет.
Во-вторых, все эти 3 вещи очень субъективны. Лентяев не бывает, бывает недостаток мотивации. И это не проблема сотрудника, это проблема менеджмента. Некомпетентность — это не проблема. Она устраняется курсами, нормальным руководством, обучением внутри компании. Компетентность — тоже штука скользкая. Если мы говорим о хард скиллах, например, знание английского, то это просто проверить и это проверяется не вопросом «почему ушли» или рекомендациями (так как они отображают субъективное мнение), а тестами и испытательным сроком. Тут ты либо знаешь на нужном уровне либо нет, тоже самое про умение делать конкретные вещи (писать код, запросы в БД или макросы в Экселе например, настраивать рекламное ПО). А если мы говорим про компетентность в софт скиллах: коммуникативность, умение управлять и вот это вот все, то это на собеседовании не проверишь вообще. Это познается только в совместной работе. Насчет ответственности — это отдельная песня, можно писать отдельный пост. Но если кратко, то нужны конкретные примеры, чтобы человека в этом обвинить. И опять же, это данность в ощущениях. Проверяется только в реальной работе, увы. Для проверки компетентности в софт скиллах и ответственности как раз и существует испытательный срок. Да, дорого, да, риск, но увы, этими вопросами вы ничего не добьетесь, ибо Интернет пестрит статьями с «правильными» ответами на них.
Чтобы вас долго не мучить и вам не мучиться, я сразу открою секрет: самая частая причина того почему ушли — это несовпадение взаимных ожиданий или «не сошлись в подходах», не сошлись характерами. Но вопрос «почему ушли» вам не поможет. Вам необходимо определить, а сойдется ли кандидат характерами и подходами с его потенциальным руководителем. Именно для этого нужно интервью с эйчаром.
Еще один из любимых вопросов — это «почему работали там или там меньше года». Или всего год, или еще как-то.
Во-первых, дорогие мои, сейчас мир очень динамичен и редко кто задерживается на одном месте дольше трех лет. Год — это уже серьезный срок, а в мире IT можно в некоторых продуктах реально выкатить MVP за 3 месяца. Не во всех, но очень много где. Да даже за 1 месяц может произойти столько всего, что будет не только что записать в резюме, а реально будет что вспомнить))
Из этого же вопроса вытекает: «почему у вас так много мест работы». По мнению эйчаров, это очень подозрительно, потому что намекает на легкомыслие человека, и что он ходит-смотрит, непостоянен.
Во-первых, это не криминал, и если вы действительно хороший работодатель, адекватный, то никто от вас не свалит быстро.
Во-вторых, сотрудник может уйти не только по собственной инициативе, что, кстати, тоже не всегда его как-то плохо характеризует.
И в-третьих, для нормального эйчара много мест работы кандидата — это не недостаток, а преимущество. Собрать опыт с большого числа компаний или заказчиков — это не просто, но если человек работал с более чем 10 компаниями за 10 лет, то у него весьма разносторонний опыт. К тому же, можно 3, 5, 10 лет сидеть в одной компании и просиживать штаны, создавая видимость деятельности, а можно за полгода провести исследование, выкатить MVP продукта и получить первых пользователей, а иногда и первую прибыль. Поэтому сроки работ и количество мест работы в резюме — не показатель ветрености человека.
4. Вопросы личного характера
Я не могу реально взять в толк нахера это вам, дорогие мои. Сам сталкивался редко, но вот у знакомых девушек частенько спрашивают про замужем/не замужем, когда детей, и так далее. Я молчу о том, что это дурной тон, но это еще и бессмысленное действие. Мы не говорим о вакансиях, где девочка приходит пересидеть до декрета, а муж ее сплавил, чтобы под ногами не путалась, пусть тридцатку ссаную получает, лишь бы мозг не канифолила. Нет! Мы говорим о тех вакансиях, где платят не условную зарплату и там работу надо работать. Начнем с того, что те, кто идет на работу с желанием уйти в декрет знают как отвечать на эти вопросы. Поэтому ответы вам опять же ничего не дадут.
Бытует мнение, что человек зависимый, женатый с детьми и по уши в кредитах будет лучше работать. Если мы говорим про грузчика или фрезировщика, то да. Но когда речь идет о менеджменте, особенно в айти, то дела обстоят иначе. Разумеется, пахать он будет. Но корреляция между уровнем вджобывания менеджера и бизнес-результатом хорошо если не обратно пропорциональная. У менеджера мозг должен быть свободен. Работать надо не 12 часов, а головой. Затраханный человек со страхами за завтрашний день и под кредитным ярмом думает не о продукте, а о своих проблемах больше, чем о проблемах бизнеса. И это нормально. И это надо понимать.
И самое главное что нужно понимать и желательно озвучивать — это то, нахрена вы задаете этот вопрос. И затем верно интерпретировать ответ.
Не потому что так принято спрашивать, а потому что вы хотите оценить готовность и возможность того или иного кандидата занять эту должность. Все.
Дальше — про интерпретацию. Вы задаете вопрос «почему так много мест работы» и думаете что это недостаток. А все не так, это преимущество. А то, что это недостаток — это вы на эйчарных форумах прочли. Вы думали что зависимый человек будет лучше работать, потому что ему надо кормить семью, а вот не факт, возможно он затрахан и выгорел уже и толку будет как с козла молока. Но вы об этом не узнаете, потому что задаете не тот вопрос. Думать надо своей головой. И, в первую очередь, о том как и кому вы можете продать того или иного кандидата, как вы можете использовать текущий контакт. Если вы просто отфильтруете человека — просто зафиксируйте что потратили время зря. Не бывает плохих людей, бывают неподходящие.
5. Манипулятивные собеседования
Охх, сука, я думал, что это уже отошло куда-то в нулевые или осталось только на должности за три копейки в регионах. Но нет, в Питере и в Москве на должности с нормальным ценником, где принято уже общаться уважительно (хотя я считаю, что уважительно надо общаться со всеми, не зависимо от уровня позиции на которую собеседуют). Могу в личку прислать список компаний, куда не надо ходить на собеседования и тратить свое время. Потому что вас ожидает отношение как к куску говна. Вам зададут все самые дрочные вопросы, ваш опыт будет рассматриваться как отрицательный и не успешный априори. С вами будут разговаривать так, будто вы пришли что-то просить. Вас будут спрашивать всякую херню в стиле сколько будет 2/3+ ¾, будто сомневаясь в ваших интеллектуальных способностях. Ваши ответы будут раскритикованы как некомпетентные (хотя не факт, что те, кто вас собеседуют обладают нужной квалификацией чтобы давать вам оценку вообще). Понятное дело, что уважающий себя человек не станет дальше продолжать диалог с такими, с позволения сказать, компаниями. Но реально жаль потраченного времени и выходишь после таких собеседований будто облили фекалиями
Ну, что же, прошлись вдоль и поперек по стороне найма, теперь ваша очередь, кандидатушки мои любимые
Приколы кандидатов
1. Надменность
Вот бесит жутко, особенно продакты, честно. Не в обиду, но какие вы сука пафосные а. Один мне тут заявил: «Ой, да людей, которые будут заниматься обезьяньей работой я и сам могу найти, а вот какие ресурсы есть?». Это он моих настройщиц таргетированной рекламы назвал…обезьянами. Ты вообще думаешь что говоришь, родной? Зачем людей обижаешь. Ты же продакт, ты должен уметь в коммуникацию. Ты не подумал о том какая может быть реакция? Не очень ты продакт значит, иди учись!
2. Англицизмы и позиционирование
Не, я понимаю, что есть терминология, но не надо перебарщивать. Особенно у всяких девочек из Высшей Школы Экономики с перфект инглишем. Такое сука самомнение, такой апломб, что типо мы еще спасибо должны сказать, что она к нам пришла поговорить. Я понимаю, что нужно ставить себя и все такое, но когда человек начинает говорить англицизмами без необходимости, это просто бесит. И понты. Ненавижу понты. Завязывайте, правда. Мы все взрослые люди, прекращайте этот детский сад. Да, продажник должен быть офигевшим типом (иначе он ничего никому не продаст), но если речь об остальных, то попридержите коней.
3. Пассивная позиция
Иногда складывается впечатление, что человек пришел не потому что он может и хочет работать, а потому что ему нужна просто какая-нибудь работенка на вот ту сумму, которая у нас указана в вакансии. Причем пофиг что, главное, чтобы было сложно проверить компетентность, а там разберемся. Со мной такая фигня не пройдет, товарищи. По вашему опыту и вашей мотивации, вашему видению себя в роли того или иного специалиста я пройдусь вдоль и поперек. И в хвост и в гриву. И это сразу видно. Видно, что вам просто тупо нужна эта сумма бабок. Поэтому завязывайте. Вы должны четко понимать что вы можете делать или хотите мочь делать. Бабки — это вопрос пятый. Их обязательно обсудим. Сначала нужно разобраться вообще подходим ли мы друг другу.
4. Внешний вид
Это долина печали просто. Я не призываю всех одевать деловую одежду, но вы не на пикник с друзьями приходите. Я понимаю, что вы айтишники можете себе позволить, ведь берут ваши мозги а не внешность. Но это сорян иногда просто. Может быть я излишне придираюсь, но…
5. Обман
Если вы что-то умеете или не умеете — это легко проверить. Тестами, тестовыми заданиями, вопросами. Если не знаете — не пишите, что знаете. Хард скиллы проверяются очень просто. Если я не шарю в программировании например, я найму консультанта, чтобы он вас проверил. Если вы пытаетесь обмануть по софт скиллам, по которым хрен проверишь, то тут тоже есть нюанс. Если вы не умеете зачесывать на собеседованиях, то даже не пытайтесь. Вас раскусят в миг. Я таких видал. Общеобразовательных мальчиков и девочек, которые думают, что могут управлять, по факту же просто ничего не умеют и хотят зп выше рынка.
6. Ваши резюме
Сука….нихера не понятно, километры текста, а иногда на фото чувак с пивасом напротив фонтана в день ВДВ. Вы серьезно? Давайте я вас научу составлять резюме и покажу хорошие варианты того как они составлены. Даже возьму не дорого.
Итог
Очень важно понимать, что все это я написал не для того чтобы душу вам тут излить или у меня печет, а потому что реально можно прочесть статью и поменять свое отношение к найму людей или к поиску работы. Это сэкономит вам время и деньги. Компании жалуются что не найти специалистов, а специалисты что не найти работу. Зачастую это связано с несовпадением ожиданий. Компании хотят крутого спеца за копейки, а спецы мало работать в комфортных условиях и получать выше рынка. Но не деньгами едиными. Про деньги, как вы заметили в статье не очень много написано. Найм — это не только про деньги, это про коммуникацию, про эмпатию, про человеческие отношения. И помните, что хороших специалистов их хороших людей можно сделать, а вот наоборот — вряд ли.