Главное
...
Последние десять лет определялись двойными технологическими сбоями мобильных и социальных сетей, которые фрагментировали внимание, подрывали основанные на рекламе бизнес-модели и ослабляли роль регуляторов журналистики.
В то же время социальные и политические потрясения повлияли на доверие к журналистике и привели к нападкам на независимые средства массовой информации во многих странах.
Следующее десятилетие будет определяться усилением регулирования интернета и попытками восстановить доверие к журналистике и более тесную связь с аудиторией.
Нам придётся пережить следующую волну технологических нарушений от управляемых искусственным интеллектом автоматизированных систем, больших данных и новых визуальных и голосовых интерфейсов. Все это происходит на фоне экономической и политической неопределенности, которая создаст дополнительные проблемы для устойчивости многих новостных организаций.
Как руководители СМИ видят предстоящий год
- Большинство медиаменеджеров говорят, что они уверены в перспективах своей собственной компании, но гораздо меньше уверены в будущем журналистики. Организация местных новостей является ключевой проблемой наряду с возможным снижения доверия к СМИ и нападками на журналистику со стороны политиков,
- 85% респондентов считают, что СМИ должны делать больше, чтобы вскрывать ложь и полуправду, но некоторые опасаются, что этого может быть недостаточно, поскольку все больше политиков подхватывают медийную игру Дональда Трампа, подрывая основные средства массовой информации и используя социальные сети, чтобы продвигать сообщения непосредственно сторонникам,
- Издатели продолжают делать ставку на доходы от чтения, причем половина говорит, что это будет их основной источник дохода в будущем. Около трети (35%) считают, что реклама и доходы от читателей будут одинаково важны, и лишь каждый седьмой (14%) возлагает надежды исключительно на рекламу,
- Мощь технологических платформ по-прежнему вызывает серьезную озабоченность у большинства издателей. Но есть и смешанные взгляды на регулирование. Издатели считают, что вмешательство политиков, скорее, повредит (25%), чем поможет (18%) журналистике, но большинство считает, что это не окажет никакого влияния на медиаотрасль (56%),
- Похоже, 2020-й станет еще одним большим годом для подкастов. Более половины наших респондентов-издателей (53%) говорят, что инициативы по подкастам будут важны для них в этом году. Другие смотрят на голосовые версии и превращение текстовых статей в аудио как на способ извлечь выгоду из растущей популярности аудиоформатов,
- В этом году мы, вероятно, увидим больше шагов новостных организаций по персонализации первых полос и внедрению других форм автоматизированной рекомендации. Более половины наших респондентов (52%) говорят, что эти инициативы, основанные на искусственном интеллекте, будут очень важны в этом году, но небольшие компании беспокоятся о том, что их оставят позади,
- Привлечение и удержание талантов является главной проблемой для новостных организаций, особенно в технологических областях. Менее четверти опрошенных заявили, что уверены в сохранении данных учеными и технологами (24%) по сравнению с 76% - для сотрудников редакции. Технологические компании и потребительские бренды часто могут предложить более высокие зарплаты, более надежную работу и культуру, в рамках которой они могут делать свою лучшую работу,
- Издатели и вещатели говорят, что они добились больших успехов в области гендерного разнообразия в ньюсруме, причем три четверти (76%) считают, что их организация делает хорошую работу. Однако они оценивают себя хуже по географическому (55%), политическому (48%) и расовому разнообразию (33%).
Чего ждать в 2020 году
- В этом году все больше веб-сайтов будут требовать регистрационные данные в обмен на контент. Сбор первичных данных станет ключевым направлением деятельности издателей после сокращения поддержки файлов cookies ведущими браузерами и ужесточения правил конфиденциальности. Но это рискует поставить дополнительные барьеры на пути случайных пользователей новостей,
- Выборы по всему миру станут еще одним шансом для распространителей дезинформации попробовать новую тактику, включая технологии искусственного интеллекта, чтобы сокрушить защиту платформы. Роль платформ будет возрастать,
- Улучшенные, более захватывающие, многофункциональные наушники (например, AirPod Pro и подобные устройства) станут большим технологическим хитом года и придадут дополнительный импульс аудиоформатам,
- В этом году сети 5G продолжат работать в городах по всему миру, хотя доступность мобильных телефонов остается ограниченной. В конечном счете, 5G обеспечит более быстрое и надежное подключение смартфона, что облегчит доступ к мультимедийному контенту на ходу,
- Транскрипция, автоматизированный перевод и услуги преобразования текста в речь будут одними из первых технологий, основанных на искусственном интеллекте, которые получат массовое распространение в этом году, открывая новые границы и возможности для издателей.
Итого
Это будет год, когда журналистика надеется вернуть себе актуальность и уверенность во фрагментированном и неопределенном мире. Столкнувшись с экономическим и политическим давлением, медиа-компании остаются на задворках, но во всем мире мы также видим много положительных примеров бесстрашной журналистики и бизнес-инноваций.
Переход на оплату подписки от читателей, о чем ясно свидетельствует наш опрос цифровых лидеров, идет полным ходом и в новом году распространится на такие страны, как Испания, Гонконг и Аргентина. Компании там будут надеяться подражать и учиться на успехе крупных и мелких издателей в США и Северной Европе, которые неустанно фокусируются на том, чтобы держать читателей/зрителей счастливыми и снова начинают говорить о новостях как о "растущем бизнесе". Но оплата от читателей вряд ли будет работать для всех и потребует глубоких наработок с течением времени, а также новых навыков и процессов от редакций.
По мере того как более качественная журналистика исчезает за барьерами регистрации и пейволлом, угрозы демократии также могут стать более очевидными в будущем году. Существует опасение, что серьезное потребление новостей будет в значительной степени ограничено элитами, которые могут позволить себе платить, в то время как основная часть населения получает заголовки и мемы из социальных сетей или вообще избегает новостей.
Наш опрос показывает, что некоторые издатели стремятся решить эти глубоко укоренившиеся проблемы вовлечения, используя журналистику решений, события и доступные форматы, такие как подкасты. Более разнообразные отделы новостей также помогут расширить программу новостей и модернизировать презентацию. Но привлечение и удержание внимания без ущерба для качества (и доверия) остается ключевой задачей для новостной индустрии.
На этом фоне искусственный интеллект предлагает возможность более личных и актуальных новостных сервисов, а также более эффективные способы упаковки и распространения контента. Но платформы также должны будут сыграть свою роль – особенно в том, чтобы помочь издателям охватить новые и разнообразные аудитории. В этой связи рост лицензирования контента через вкладку Facebook News и Apple News+ - это интригующее событие, которое будет интересно наблюдать, несмотря на широко распространенный промышленный цинизм. В частности, для Facebook эта инициатива будет иметь решающее значение, поскольку она, похоже, вернет доверие издателей.
В более широком смысле издатели по-прежнему негодуют по поводу того, что они считают недобросовестной конкуренцией со стороны платформ и технологических компаний. С приближением регулирования мы, вероятно, увидим, что издатели будут настаивать на своих правах сильнее, чем в течение многих лет, даже если большинство наших респондентов скептически относятся к тому, что политики действительно помогут издателям, и поскольку некоторые платформы, похоже, рассматривают, насколько важны новости для их основных продуктов и услуг.
В то же время подавляющее настроение от опроса этого года - это спокойная решимость не отвлекаться на последние инновации, а сосредоточиться на предоставлении долгосрочной ценности для аудитории. Нет единого пути к успеху – и будет много издателей, которые не сделают этого, – но теперь есть большая уверенность в том, что хорошая журналистика может продолжать процветать в цифровую эпоху.
Полная версия доклада - на сайте Digital News Report, автор отчёта - Ник Ньюман, старший научный сотрудник Reuters Institute for the Study of Journalism.