Найти тему
Колдуй Город

О великорусских знахарях (часть 3)

Художник А.Потапов (Мезгирь)
Художник А.Потапов (Мезгирь)

Так уж повелось, что изо всех многочисленных знахарских умений, в народной памяти на первом месте всегда стоит «травознайство». Действительно, знахарь-зелейник особенно поражал воображение своих однодеревенцев, а иногда и всей близлежащей округи необычайными познаниями целебных свойств растений, ворожебных трав и добродейных кореньев. Считалось, что опытный «травознатец» буквально слышит, «как трава растет» и всегда знает где и в какое время брать травы на всякую потребу.

В Великоруссии знахари издревле, по теплому времени года, уходили надолго в леса - искать особенные травы для чародейства и врачевания. Само собой подразумевалось, что хороший, сильный знахарь, с большим жизненным опытом, должен знать и уметь использовать в среднем пятьдесят три лечебных растения, а в некоторых местах, например, у русского населения Алтая и Западной Сибири, число «ведомых трав» возрастало до семидесяти семи разновидностей.

Учились знахарской науке - травничеству, большею частью наглядной переимкой опыта у старых «большезнающих» людей, что и понятно, ибо наглядное дело - переимчиво. Большим подспорьем в изучении русским народом лекарственных свойств растений всегда являлись многочисленные рукописные травники, от древних берестяных «волховских тетрадок» до толстых, забранных «в доски» и переплеты из телячьей кожи сочинений «монастырских грамотников».

Изощряя свою память навыком наблюдения, начинающие знахари приучались распознавать полезные лекарственные травы и корешки, отличая их от растений пагубных или безразличных по своему действию на человека, навыкали науку брать целебные травы неспроста, а с особенной наговоркою и вельми сильным, душевным движением: «Небо-Отец, Земля-Мать, благословите эту траву брать, на всякую потребу и пользу!».

Продолжение следует...


Из книги А.Потапова и И.Ильиных "Знахарство на Руси" (наша книга)