Найти в Дзене
Философия для жизни

О Вселенной. Часть 9. Вселенная — живое существо

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

Когда Платон утверждает, что Вселенная — это живое существо, населенное другими живыми существами, он закладывает возможность более целостного восприятия и понимания мира.

...Ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум отдельно от души ни в ком обитать не может. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.
(Платон, «Тимей»)

Согласно неоплатоникам, причиной и основой всех материальных и духовных проявлений является Единое: в ипостаси Блага оно причина всех благ, в ипостаси Жизни оно причина всего живого, в ипостаси Ума оно причина разумного порядка и возможности познания. Если Единое является началом всего сущего, начиная от материи и заканчивая жизнью, тогда мы должны допустить идею, что Вселенная живая и населена живыми сущностями: кроме растений, различных видов животных и человека в ней живут герои, даймоны и боги, управляющие разными уровнями бытия.

Нам, привыкшим считать, что живое всегда оживляет грубую материю и что жизнь — результат самоорганизации материи, трудно принять ту идею, что планеты и звезды являются разрядом видимых богов. В мире, в котором преобладают материализм и атеизм всевозможных форм и оттенков, идея бессмертия души кажется неприемлемой. Жизнь, а значит и самосознание, возникли случайно, и все связанные с ними феномены вторичны и не могут существовать отдельно от материи.

В таком случае человек — это случайное существо, осознающее свою конечность и не имеющее никакого предназначения, кроме продолжения рода и стремления прожить отведенный срок, по возможности, счастливо и осмысленно. Он живет в своем «священном» одиночестве в огромном, непознаваемом и необитаемом мире. Такая перспектива не только не радует, но даже пугает.

Вера в бессмертие души открывает перед нами другую, более человечную перспективу, где есть смысл и предназначение, чувство ответственности за себя, за свой нравственный и духовный облик.

Принимая идею, что Вселенная — это одушевленная и одушевляющая сущность, населенная смертными и бессмертными существами, мы не только постулируем Жизнь как отдельный принцип, присутствующий во всем и оживляющий все сущее и все планы бытия, но также утверждаем и свою причастность к ойкумене жизни.

Антон Мусулин

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.