В западном обществе предпринимательская деятельность, малый бизнес являются основой социально-экономической культуры. Экономический образ мысли, предпринимательство воспитывается со школьной скамьи. Малый семейный бизнес имеет долгую историю, а частная собственность неприкосновенна. В отличие от истории последнего века и современной практики в России. Что это значит на практике? Прежде всего глубинное различие в отношении предприниматель – наемный сотрудник.
В чем отличие наёмника от предпринимателя?
-Наёмник хочет найти работу по душе. Предприниматель может превратить то, чем он занимается в то, что его драйвит.
-Наёмник не готов проиграть. Предприниматель не готов не выиграть.
-Наёмник смотрит на свой бизнес изнутри, а на чужой — снаружи. Предприниматель смотрит на свой бизнес снаружи, а на чужой — изнутри.
-Наёмник уверен, что всегда есть кто-то, кто может решить его проблему. Предприниматель знает, что «никто кроме нас».
-Наёмник ищет ответы. Предприниматель — вопросы.
А. Морейнис
В нашей стране данные различия существенно выше, доведены до крайности, антагонизма. Сама культура предпринимательства воспринимается как нечто чуждое как государством, так и целыми слоями населения. На то есть причины, имеющие глубокие социальные корни взаимного недоверия.
Очевидный и доказанный факт – в компаниях с высокой корпоративной культурой, где поддерживается развитие сотрудника, высока степень делегирования и ответственности достигаются более высокие показатели эффективности. Конечно, речь идет о сотруднике с достаточной квалификацией, отдавать инициативу бездарности нельзя, но это уже вопрос компетенции руководителя.
Так это работает в Alibaba Ggoup:
И в данном контексте зарплата сотрудника превращается в инвестицию, в оплату микропредпринимательской деятельности в рамках его функционала. Тогда совершенно логично говорить не о том, что он должен делать, а о том, какой результат должен быть получен. При таком подходе опыт, навыки, образование, возраст сотрудника становятся лишь признаками, а не фактором исчисления зарплаты.
"Я самый старый специалист на этом рынке", звучит как "я самая старая б… в этом борделе", не уверен, что это хорошо, или плохо. Гораздо важнее фраза: «знаю как, сделаю к указанному сроку при наличии согласованных ресурсов». Делегирование, как передача части предпринимательских функций, звучит просто: «добейся результата наилучшим способом – это твое дело». «Дело» - в широком смысле этого слова. Если допустить, что работа важна для человека не только как источник дохода, но и как возможность реализации творческого, интеллектуального потенциала, тогда отношение к работе, как к «делу всей жизни» даст удивительный результат.
Дайте возможность сотруднику полюбить свою работу, поверьте ему, сделайте "предпринимателем", и тогда ему будет просто стыдно плохо делать свою работу. Тогда, рано или поздно вы услышите от своих сотрудников гордое: «мы это сделали».
P.S. Хотя часто бывает и так, кто то делает, а кто то "жопу морщит":