На днях состоялся ограниченый цифровый релиз одного из самых необычных фильмов прошлого года - “Кролика Джоджо” от режиссера великолепных абсурдных комедий Тайко Вайтити. Тот самый фильм в котором 10 летний немецкий мальчик придумывает себе воображаемого друга в виде Адольфа Гитлера и с помощью него пытается справится со своими не всегда детскими проблемам, которых было предостаточно в нацистской Германии на пороге окончания войны. Каким получится сочетание такого сюжета и такого режиссера было непонятно до конца. Я кино посмотрел и решил отметить пару моментов.
Начать стоит с того, что выпускает этот фильм студия «Fox Searchlight Pictures» дочерняя кинокомпания студии «20th Century Fox», специализирующаяся на относительно недорогих фильмов нацеленных на получение кино премий ( “Три билборда”, “Форма воды”, “Бердмэн” и еще много других). В частности, если просто сухо пересказывать сюжет “Кролика” то можно будет сразу же увидеть уверенную заявку на Оскар. Главный герой Джоджо Бетцлер - 10 летний немецкий мальчик, член гитлерюгенда и ярый фанат Гитлера. Настолько ярый, насколько на это вообще способен десятилетний ребенок. Неудивительно, что сталкиваясь с отсутствием отца и проблемами со сверстниками он придумывает себе воображаемого друга в облике Адольфа Алоизыча. Все это продолжается до тех пор пока Джоджо не обнаруживает, что его мать прячет в доме еврейскую девушку.
И все бы это оставалось просто стандартной попыткой высказаться на оскароносную тему, если бы не тот факт что все таки Тайко Вайтити великолепный режиссер. С его постановкой все это превращается в великолепную сатиру на нацистскую Германию и на то расчеловечивание евреев, которое практиковали в те времена. Построенный на фирменном абсурдном юморе Вайтити этот фильм умудряется быть одновременно очень смешным, трогательным и по настоящему страшным. В момент, когда ты понимаешь что воображаемый Гитлер плавно перешел от гипертрофированных сатирических рассказов о евреях к прямому цитированию речей Алоизыча, а уровень бреда в них только увеличивается, становится по настоящему страшно. От осознания того, как целые народы могут сходить с ума от совершенно бредовых идей.
Все это к тому же держится на очень хорошей актерской игре. И сам главный герой и еврейская девушка сыграны великолепно. Между актерами есть настоящая химия, поэтому развитие их отношений от ненависти до очень теплой дружбы смотрится на удивление естественно. Все остальные играют не хуже, а может и лучше. Все таки Сэм Рокуэлл и Скарлетт Йоханссон очень умелые лицедеи. А уж Гитлер в исполнении Вайтити это так же странно, как и круто сыграно. Главный минус фильм лично для меня это сюжетная линия героя Рокуэлла, который играет капитана вермахта и руководит местным отделением гитлерюгента. Раскрыт его герой так, что неловко напрашивается один вопрос: “Все эти злодеяния творили злые гестаповцы и немножко эсэсовцы, а вермахт вроде как и не причем?”.
Но в целом это отличная антивоенная, антинацисткая сатира, которую по иронии судьбы выпустила кинокомпания Диснея (купившая не так давно FOX). Вспоминая теплое отношение создателя Микки Мауса к третьему рейху это выглядит абсолютной победой пост иронии.