Найти тему

Жизнь с биполярным растройством: вопросы и ответы

Оглавление
Источник Телеканал НЛО Тв
Источник Телеканал НЛО Тв

Что такое БАР? Как оно проявляется?

Биполярное расстройство - это психическое расстройство, для которого характерны смены фаз: депрессивной и маниакальной. То есть, это экстремальные перепады настроений, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

«Иногда ты чувствуешь себя, в каком-то, неимоверно поднятом настроении. То есть, тебя просто «несёт», если говорить по-русски. Ты очень быстро говоришь; у тебя сменяются идеи, мысли; ты хочешь делать пятьдесят дел в раз; ты чувствуешь, что готов свернуть горы; что ты возносишься над всей Вселенной. Есть такая ученая, которая написала книгу о БАР. Она сказала, что в периоды мании у нее были галлюцинации. Будто бы она летает рядом с Сатурном вместе со звёздами. То есть, это такое переживание, будто ты на наркотиках, хоть ты и не на них», говорит человек, с биполярным расстройством.

Для депрессивной фазы характерны: упадок сил, упадок мотивации, нежелание жить, низкая самооценка, всё становится очень плохо. Ты чувствуешь себя на самом, самом дне. Не можешь работать, не можешь иногда подняться с постели.

«Само заболевание, излишне, романтизировано или находится под некой вуалью. Люди думают - биполярка, это нечто странное. Но, на самом деле, в сущности, если разобраться, почему происходят периоды гипомании? Это не какое-то волшебство. У нас есть в голове, условно, гормоны-нейротрансмиттеры - вещи, которые отвечают за уровень твоей энергии. Все, наверное, слышали, что дофамин, серотонин, норадреналин. И когда у тебя гипоманиакальная фаза, твой мозг, условно, выдаёт то, что он должен растянуть на неделю или месяц, он выдает за один день. Поэтому ты ощущаешь такое воодушевление. Поэтому у тебя столько энергии. То есть, ресурс, который был рассчитан на месяц, ты его получаешь в один день. И когда у тебя происходит неделя такого состояния, то потом ты будешь опустошён».

Как часто депрессивные состояния сменяются маниями?

По-разному, у всех людей. Нет никакого одинакового патрона для всех. Они могут сменяться каждые несколько часов. Это называется смешанным состоянием, когда в один день ты можешь испытывать пиковое состояние мании и депрессии. Это может длиться две недели, может длиться несколько недель, а может длиться и год.

«Четыре-шесть месяцев у меня фаза ремиссии, условно. Когда я условно-здоров. И это сменяется фазами гипомании. И эти периоды энергии, могут происходить неделю-две. Потом, два-три месяца будет нормально. Потом опять период энергии. И, через шесть месяцев, наступает депрессия. Она у меня проходит, в среднем, от месяца до трёх. И депрессия - это когда я, просто, встаю с утра и... всё. Ты ничего не хочешь, смотришь в потолок. Максимум, можешь перевернуться на бок, полистать ленту Инстаграм, но это тоже быстро надоедает. И ты находишься в каком-то тупняке. Как зомби. Это длится месяц-три. Потом опять, в один день ты встаешь и всё нормально. Сейчас я пью нормотимики. Это стабилизаторы настроения. Они помогают мне оставаться в ровном состоянии, большую часть времени».

Есть два главных компонента лечения: медикаментозная терапия и психотерапия. Медикаментозная терапия подразумевает прием психотропных препаратов. Их может быть, как правило, два, три или четыре, сразу. Зависит от тяжести, от фазы. И обязательна психологическая поддержка, поскольку одними таблетками нельзя исправить всю ситуацию. Необходимо наблюдаться у врача, нужно регулярно посещать. Иногда нужно ложиться в больницу.

Что вы чувствуете во время мании?

«У меня, обычно, случается гипомания. Гипомания - это облегченная версия мании. Во время мании, человек отрывается от мира, его посещают бредовые идеи. Ему кажется, что он всемогущий, что он Бог, что он может летать. Что всё так прекрасно. Чувствую какую-то любовь безграничную. Мне кажется, что я поднимаюсь ввысь, до вселенной. Кажется, что я и есть Вселенная. Что внутри там звёзды взрываются или что-то такое. В таком состоянии эйфории, хочется секса. Очень много секса, с разными людьми. Даже не смотря на то, что у тебя есть, например, любимый человек, партнер, тебе всё равно. Потому что у тебя напор энергии, этих эмоций настолько сильный, что ты начинаешь пренебрегать всяческими условностями, всякими правилами. Это больше не существует для тебя», рассказывает девушка, которая живет с этим заболеванием.

«Становиться сверхчеловеком! Ты становишься более работоспособным, более энергичным. У тебя куча энергии. Но, при этом, когда ты в таком состоянии, ты становишься настолько расфокусирован, становишься настолько неспособным заниматься чем-то одним. У тебя ощущение, что ты очень продуктивен. Но, на самом деле, ты скачешь по верхам. Занимаешься всем и ничем, одновременно. Поэтому, это тоже предрассудок, что это круто, это можно как-то использовать в работе и так далее. И, не стоит забывать о депрессии, которая потом наступит, в любом случае. И всё, что ты делал, разрушится, скорее всего».

Раздражительность, агрессивность, гнев, бессонница, неусидчивость очень сильны в период мании.

Источник «Жить здорово» с Еленой Малышевой
Источник «Жить здорово» с Еленой Малышевой

Что самое странное вы делали во время мании?

«Ничего сверхъестественного: купил себе слона или что я отправился путешествовать в Танзанию. Нет, ничего сумасшедшего не делал. Но, обычно, в гипомании ты просто, потому что ты не можешь себя остановить, у тебя нет никаких тормозов - ты просто начинаешь куражиться три-четыре дня подряд: можешь покупать себе какие-то ненужные вещи, к примеру, купил себе новый телефон, стоимостью в 80 000 рублей. Зачем, для чего?».

«Был момент, когда мне сильно хотелось танцевать и я не могла остановиться. Я была на улице, включила наушники и я громко, на всю улицу, кричала песни и танцевала. И это длилось долго, наверное, больше часа. Я не могла остановиться, потеряла контроль и, в итоге, от сильного напряжения у меня начали заканчиваться силы. Я просто легла на асфальт и лежала. Это было весной, была лужа на асфальте и я лежала в верхней одежде, на асфальте. Было хорошо, я лёжа танцевала, дрыгалась, пела. Это было довольно странно...».

«Ты совершаешь необдуманные покупки, которые тебе точно не нужны, в тех количествах, в которых тебе не нужно».

«Когда ты в состоянии мании и гипомании, тебе кажется, что ты ничем не болен, у тебя всё хорошо. Кажется, что тебя, наконец, озарило и ты видишь мир таким, какой он есть: радужный, цвета все переливаются, солнце яркое, обостренное, эйфория. Ты не желаешь прощаться с этим, ты не принимаешь лекарства и тебя уносит. Потом, практически силой, меня заставили принимать лекарства и я, без перерыва, их пью, поэтому таких ярких вспышек у меня больше не было. И хорошо. У меня было такое странное, бредовое состояние однажды, когда я узнавала всех людей на улице. Мне казалось, что все они мои знакомые. Казалось, что я могу подойти к ним, поговорить и они меня узнают. Но я не помнила ничьи имена. Небольшие зрительные галлюцинации, например, деревья меняли цвет. Казалось, что озеро вступает с тобой в какой-то контакт. Интересный факт: не все знают, что галлюцинации могут случаться во время депрессии. Есть такое понятие, как «психотическая депрессия», когда тоже могут быть галлюцинации. Люди, обычно, видят что-то страшное или думают, что они виноваты в мировых войнах, что виноваты во всех бедах. Потому, они хотят убить себя, чтобы не быть виновниками мировых бед. Бред...».

Вы скрываете от людей, что у вас биполярное расстройство?

«Знаете, есть такая штука, позёрство. То есть, сейчас БАР сейчас немного романтизируется, его связывают с креативностью. Это болезнь некоторых звезд и люди так: «вот, у меня биполярка и, поскольку мы хотим быть какими-то особенными, мы хотим, чтобы нас любили, чтобы на нас смотрели как на необычных людей...». И поэтому люди заявляют, как это классно. Я так не делаю. По крайней мере, стараюсь. Но если меня спрашивают или если я как-то странно себя веду и человек это замечает, я говорю: «у меня бывают такие периоды: гипоманиакальные или, наоборот, депрессивные и поэтому я так себя веду. У меня просто биполярка». И люди понимают, задают какие-то вопросы и я им отвечаю. Вот так это происходит».

«Конечно, я не начинаю знакомство с этого с людьми. Но и стараюсь не скрывать, потому что... Во-первых, это трудно скрыть, объяснить людям, что с тобой происходит. Почему, например, во время депрессии, ты не отвечаешь на звонки, ты не можешь никуда идти. Люди начинают обвинять тебя в этом, приходится говорить. Я очень боялась реакции работодателя, потому что он иногда говорил такие фразы, вроде: «знаешь Лиля, есть такие депрессивные люди с низкой мотивацией. Ты же понимаешь, что мы не такие? Что мы все здесь собрались работать, классно зажигать». Я говорю: «Да, да, да! Конечно!». А потом у меня случилась депрессия и пришлось почти на два месяца уйти на больничный. Его реакция была, на удивление, дружелюбной. Он вошёл в положение, понял, даже решил сократить мой рабочий день. Потому что перенагрузка тоже влияет».

Сейчас у вас есть отношения?

«У меня были разные отношения. В одних отношениях, собственно это стало причиной расставания. Он говорил, что я психически-ненормальная, что я психичка, что со мной невозможно. А когда я говорила, что мне нужна помощь врача, я начинала принимать лекарства, он говорил: «Ты принимаешь лекарства, как наркоманка». Он осуждал это, никак меня не поддерживал.

Потом мне повезло и я встретила человека, с которым мы познакомились в период моей гипомании. И он сразу видел, узнал, что у меня проблемы. Он очень обо мне заботился, всегда проявлял внимание, но это тяжело. Я знаю, что для него это было тяжело...».

«Полгода назад, я не понимал, почему это со мной происходит. Людям рядом с тобой плохо и когда у меня были последние отношения, а это было довольно давно, биполярка очень плохо на них влияла. Думаю, именно потому они и закончились. Это сложно. Сложно с таким человеком, который не знает, что он болен. Да, я думал, что это просто особенность характера. Думал, что я вот такой... Гиперактивный иногда, а потом депрессивный. Думал, что это просто такой характер у меня. Это началось лет с 19-ти и я к этому так привык, что думал - это нормально. Но, в какой-то момент времени, я пришёл к психологу и психиатру и мне сказали, что это всё-таки ненормально и что если ты принимаешь таблетки, то ты себя ощущаешь нормально.

Источник журнал «Психология сегодня»
Источник журнал «Психология сегодня»

С какими предрассудками о БАР вы сталкиваетесь чаще всего?

«Чаще всего встречаешься с неверием. Даже родители, если ты им рассказываешь, уверены, что ты это выдумал. Люди не совсем понимают, что это такое...».

«Самое, наверное, неприятное и частое - это «биполярка - это "болезнь" маленьких девочек, которые просто хотят привлечь к себе внимание». То есть, люди не воспринимают это как болезнь, а скорее как какую-то блажь, как чудачество, как завышенное ЧСВ. То есть, люди пренебрегают твоими чувствами и считают, что это что-то поверхностное, ерунда, можно махнуть на это рукой. В то время как, это смертельно опасное заболевание. То есть, каждый пятый человек с биполярным расстройством совершает удачную попытку самоубийства. И, в среднем, продолжительность жизни человека с БАР, короче на девять лет. Это страшно и этот предрассудок, что «это так! Ничего страшного! Это фигня! Просто хочешь привлечь внимание». Это неприятно...».

«Люди думают, что при БАР ты теряешь адекватность. Что ты начинаешь, например, драться на улицах, видишь галлюцинации. Конечно, это есть при биполярке первого типа, когда у человека мания, когда у него происходят психические припадки, шизофрения. Но у большинства людей, при БАР 2, такого нет. Ты будто, сперва, напился кофе, а потом впал в депрессию. Единственное, ты можешь надоедать людям, поскольку становишься чрезмерно говорливым, энергичным.

Второй предрассудок, что БАР - болезнь креативных людей. Нет никакой прямой связи между креативностью и биполярным расстройством. БАР - это не что-то, что достается привилегированным людям: плохим или наоборот».

Есть ли плюсы в биполярном расстройстве?

«Как ни странно, да. Какими бы ужасными ни были состояния, мне кажется, это расширяет твой эмоциональный диапазон. Ты чувствуешь мир тоньше, в определённых состояниях, чем обычные здоровые люди.

Я люблю фотографировать, я люблю писать. Большую часть, я не выставляю напоказ, это остаётся внутри меня. Обычно я стесняюсь таких переживаний, потому что люди не понимают».

«Когда ты находишься в гипомании, конечно есть плюсы. Ты чувствуешь прилив сил, уверенности. Ты думаешь, что можешь свернуть горы. Но это плохо. Поскольку, в такие моменты, ты неадекватно оцениваешь себя, свои возможности. Но, при этом, ты чувствуешь себя просто Богом. Но потом наступает расплата. И эта расплата настолько горькая, темная и тяжелая, что потом, когда ты думаешь о том, что с тобой было в гипомании, как тебя несло, это того не стоит.

Когда у тебя гипомания, ты склонен к тому, к чему у тебя лежит душа. Появляется желание проявлять себя таким образом, которым ты себя привык проявлять.

Что вы можете посоветовать людям, которые подозревают у себя симптомы БАР?

«Очень может помочь в диагностике, вести дневник настроения. Поскольку не всякие смены настроения имеют отношение к биполярному расстройству. Может быть полезным вести его месяц-два, если вы находитесь в остром состоянии. Пишите в нем, что вы чувствуете, насколько часто меняются ваши чувства, какие они. Уже с этим нужно идти к доктору. Если вы действительно чувствуете, что что-то с вами не так, вы приходите к врачу, а он говорит «Всё так», сходите ко второму, к третьему, к четвертому. Поскольку, в России, в целом, есть тенденция - недостаточной диагностики. Даже врачи, даже специалисты иногда достаточно поверхностно относятся к этому и не выявляют расстройства там, где они есть. Поэтому, если вы думаете - с вами что-то не так, нужно найти человека, который поверит вам, поймёт и вы получите поддержку.

Иногда нам кажется, что мы сможем справиться с этим сами. Нет, если у вас действительно есть проблемы, это не поможет, к сожалению. Если нет медикаментозной поддержки, если нет наблюдения врача - это будет бессмысленно и даже опасно».

«Тем, кто подозревает у себя БАР, я бы сказал, что нужно обратиться к специалисту. В этом нет ничего зазорного. В этом нет ничего предосудительного. Не стоит идти в государственную клинику, потому что у нас в стране стигматизация настолько сильная, что ваш поход к психотерапевту в государственной клинике может обернуться не очень хорошо. Идите в платную. Это стоит полторы-две с половиной, три тысячи рублей. Это не такие большие деньги, чтобы пожалеть их ради своего будущего. Если действительно есть заболевание биполярного спектра, лучше его диагностировать как можно раньше. Чем раньше вы поймете, что у вас есть заболевание, тем раньше начнете его лечить, тем раньше жизнь встанет в правильное русло. То есть, если есть подозрения - идите к специалисту. Тем, у кого есть биполярка, я просто заклинаю вас, ни в коем случае не думайте, что с этим можно справиться самостоятельно! Да, с этим можно справиться самостоятельно, до какой-то степени. Но, поскольку, это эндогенное заболевание и вы не можете отвечать за то, что ваш организм переключится в ту или иную фазу. Лучше это контролировать. Лучше пить нормотимики, стабилизаторы настроения. Если у вас, действительно, случаются мании, нужно пить психотики, нужно постоянно наблюдаться у специалиста. Это тоже самое, что и рак. Это тоже самое, что СПИД. Но к ним мы уже привыкли, считаем, что это болезнь - это очень страшно и плохо, когда человек болеет ей. Но в этом нет ничего зазорного. И если у вас есть БАР, то не надо этого стесняться, нужно заниматься своим здоровьем, нужно принимать таблетки, ходить к специалисту и жить нормальной жизнью».

Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии и... желаю всем здоровья.

Источник статьи: канал на Ютуб «Секреты» и ролик: https://youtu.be/NaOP4TSANRc