Британскому премьер-министру Джонсону, канцлеру Германии Меркель и президенту Франции Макрону потребовалось 48 часов, чтобы поговорить вместе.
Лидеры ЕС пытаются придумать адекватный ответ на растущую напряженность между Ираном и США на фоне их рушащейся ближневосточной стратегии и прекращения ядерной сделки, пишет Bloomberg.
Пока президент Франции Эммануэль Макрон работал по телефону, министр иностранных дел Германии Хейко Маас в воскресенье призвал провести встречу со своими коллегами из Европейского союза (ЕС), которая состоится на этой неделе.
Убийство командира Революционной гвардии Ирана и второго по влиятельности человека в стране, Кассема Солемимани, является для ЕС не только шоком, но и катастрофой. Блок продолжает вести все более отчаянную и одинокую кампанию по поддержанию ядерной сделки 2015 года после того, как президент США Дональд Трамп снял США с этой сделки в 2018 году.
Плоды более десяти лет дипломатических усилий Франции, Германии и Соединенного Королевства были потушены в воскресенье, когда Иран заявил, что международные соглашения больше не считаются связанными с ограничением обогащения урана. Тем временем иракский парламент призвал американских военных уйти из страны, рискуя возрождением Исламского государства.
Для европейцев с длинной и динамичной историей в регионе это может быть наихудший сценарий, и их способность изменить его не выходит за рамки слов. В воскресенье лидеры трех стран выступили с заявлением, в котором заявили, что «призывают Иран отменить все меры, несовместимые с ядерным соглашением».
Следует отметить, что в заявлении не упоминается ни президент США Дональд Трамп, ни действия США. Он был тщательно составлен в шести параграфах «вокруг ситуации в Ираке». Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб провел большую часть воскресенья, объясняя, что Королевство понимает действия, предпринятые американцами, но никогда не поддерживал их.
Маасс заявил в радиоинтервью в понедельник, что «Европа открыта для общения как с США, так и с Ираном и стремится к тому, чтобы Ирак стал ареной войны между двумя странами». В действительности, однако, ядерная сделка рушится, и усилия Макрона помочь Ирану преодолеть санкции США слабы.
Неудача в сделке сводит на нет значительную часть усилий ЕС по поддержанию стабильности в регионе, ставя барьеры для внешней политики блока в целом. Встреча министров иностранных дел ЕС запланирована на 20 января, но Германия призывает нового главы внешнеполитического ведомства ЕС Джозефа Бореля собрать дипломатов раньше. На этом фоне еще неизвестно, как Иран отомстит за смерть Солимани.
На данный момент ясно, что Макрону, премьер-министру Великобритании Борису Джонсону и канцлеру Германии Ангеле Меркель потребовалось более 48 часов, чтобы высказать общую позицию, призывающую к снижению напряженности - сигнализируя о том, что они могут бороться за сохранение единого фронта.