В сегодняшнем выпуске под испанскую гитару и звук кастаньет отправимся вместе с первой женщиной-пиратом на Ибицу встречать закат.
1. Chill Out
Шкатулку откроет британский гитарист, певец и исполнитель John Martyn (от рождения Iain David McGeachy), в чьей музыке умело сочетались фолк, джаз, рок и блюз.
Родители Джона, оба оперные певцы, развелись, и своё детство он провёл с бабушкой. Музыкальную карьеру Мартин начал в семнадцать лет, играя смесь блюза и фолка, что вылилось в уникальный стиль, выделявший его на фолк-сцене 60-х. Подписав контракт с Island Records, в девятнадцать лет Джон выпускает свой первый альбом London Conversation (1967). На следующей своей пластинке The Tumbler (1968) музыкант делает шаг в сторону джаза и к началу 70-х вырабатывает принципиально новый, уникальный звук гитары, с использованием таких эффектов, как эхо, фэйзер и фузз.
В 1977-ом году выходит One World - альбом, получивший признание и давший повод называть впоследствии Мартина «отцом трип-хопа», жанра, окончательно сформировавшегося только в 90-х. One World (1977) примечателен и тем, что часть его была записана не в студии, а на открытом воздухе, благодаря чему он приобрёл особенное, живое звучание. В частности, песня Small Hours (1977) была записана поздно вечером в английской сельской местности. Объемные звуковые пейзажи альбома частично образованы окружающими звуками, такими как вода из близлежащего озера, а также естественной реверберацией. One World (1977) был включен в альманах Robert Dimery 1001 музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем умереть (2005).
John Martyn - Small Hours (1977)
2. Chill Out
Вспомним летние закаты в кафе у моря под ламенто - пьесу печального характера музыки барокко, в её современном исполнении от коллектива Melibea, чьи композиции часто можно услышать на сборниках Café del Mar, выпускаемых одноименным баром, расположенном на острове Ibiza в Испании.
3. Classic Wave
Продолжим музыкальное путешествие по музыке эпохи барокко с сарабандой от немецкого и английского композитора Георга Фридриха Генделя.
Сарабанда — старинный испанский народный танец, известный с XVI века, введенный в Испанию как «танец урожая», изначально резвый и темпераментный, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет. После нескольких попыток католической церкви его запретить (в 1583 пение сарабанды было запрещено в Испании), танец, несмотря на ограничения, становится придворным, приобретает торжественность и величественность. Музыка поздней сарабанды имеет уже более суровый, мрачный характер, пишется в минорном ладу и исполняется в медленном темпе.
Вспомним, как звучит она в кинофильме Barry Lyndon (1975) Стэнли Кубрика, где в погоне за абсолютной реалистичностью режиссёр не только настоял на использовании подлинных декораций и костюмов (все съёмки велись на натуре, а интерьеры освещены только естественным светом либо свечами, что позволило добиться небывалых в истории кино эффектов светотени), но также скрупулёзно подошёл к выбору музыкальной темы, получив Оскар За лучшую музыку к фильму. Режиссер вспоминал, что за время работы над картиной ему пришлось прослушать все имевшиеся в продаже пластинки с записями XVII—XVIII веков.
The City Of Prague Philharmonic - Sarabande (Barry Lyndon) (1975)
4. Remix & Remake
Прослушаем современный вариант сарабанды от израильского певца и автора песен David Broza, чья музыка отражает влияние стран, в которых он вырос: Израиля, Испании и Англии.
David Broza & Izhar Ashdot - Sarabande (2002)
5. Rock'n'Ballads
Продолжим c Love - американской рок-группой конца 60-х, начала 70-х годов, в чьей музыке соединились элементы рок-н-ролла, гаражного рока, фолка и психоделии. Лидер группы Arthur Lee - вокалист, мультиинструменталист, а также автор песен известен и как «первый чёрный хиппи».
Низкая успешность группы не идет ни в какое сравнение с тем, как высоко оценивают её творчество критики. Альбом 1967 года Forever Changes, относящийся к таким стилям, как барочный поп, психоделический поп, психоделический фолк, фолк-рок и психоделический рок, с оркестровыми вставками, включающими духовые и струнные аранжировки, признаётся одним из выдающихся альбомов в истории рок-музыки и своего рода вехой в развитии психоделического рока. Forever Changes (1967) занял 40-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала Rolling Stone, а в 2005 году он был включен в книгу 1001 музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем умереть. Название пластинки родилось из истории, которую Ли слышал от друга, расставшегося со своей девушкой. Однажды она воскликнула: «Ты сказал, что будешь любить меня вечно!», на что друг ответил: «Ну, вечность изменяется». Ли также отметил, что поскольку название группы было Love, полное название было бы на самом деле Love Forever Changes.
В 1966 году на выступлениях коллектива в клубе Brave New World, Hollywood в качестве разогрева трижды выступали The Doors, а Jim Morrison неоднократно называл Love и The Kinks своими любимыми группами. В России у коллектива есть поклонники благодаря Егору Летову, который также во многих интервью называл их своей любимой группой.
Love - Maybe The People Would Be The Times Or Between Clark And Hilldale (1967)
6. Soundtrack
На очереди саундтрек к музыкальному фильму Великое рок-н-ролльное надувательство (1980), снятому с участием членов британской панк-группы Sex Pistols после распада коллектива в 1978 году.
Сюжет фильма построен на лекциях менеджера группы Malcolm McLaren о том, как создать и раскрутить группу. Поскольку идея была в том, что такой талант, как Макларен способен продвинуть любую группу, то в качестве примера к участникам были добавлены посторонние исполнители, а также задействованы симфонический оркестр, группа чернокожих музыкантов, играющих диско, а песню You Need Hands (1979) исполнил сам Малькольм.
Прослушаем композицию Good Ship Venus (1979) с альбома, известную также как Friggin' in the Riggin' (1979). По легенде песня вдохновлена историческим событием, когда первая женщина-пират Charlotte Badger, плывущая на бригантине Венера, в 1806 году убедила членов экипажа захватить корабль. Гимн выпивох, записанный, чтобы шокировать слушателя непристойными и развратными описаниями деяний экипажа одноименного корабля, он достиг № 3 в UK Singles Chart и стала самым продаваемым синглом группы.
Sex Pistols - Friggin' In The Riggin' (1979)
7. Rock'n'Ballads
Ну мы и придурки продакшн представляет.
Первая в мире только видео группа.
...
Присядьте скорее, а то упадёте,
Я расскажу вам историю.
Историю о трёх маленьких поросятах
И о СТРАШНОМ СЕРОМ волке.
Наш первый поросёнок
Был хикки типичный.
К тому же, он грезил
О жизни столичной.
И вот, однажды, купив гитару
Он двинул в Голливуд на поиск звёздной славы.
...
В завершение сказка про трех поросят в современной интерпретации от американской рок-группы Green Jellö, сменившей название на Green Jellÿ из-за юридического давления со стороны Kraft Foods, владельца торговой марки Jell-O.
Сингл Three Little Pigs (1993), поднявшийся до 17-го места на американском Billboard Hot 100 - самый большим хит группы. Он известен и тем, что был первым музыкальным синглом, вышедшем изначально только на видео. Когда клип впервые показали на MTV, поклонники могли довольствоваться только видеозаписью, на CD сингл вышел позднее.
Green Jellö - Three Little Pigs (1993)
Смахните пыль с души вместе с @AudiophileBox!