Найти в Дзене
Узнавая новое

Замёрзшее кладбище: тайны Антарктиды. Часть 2

"Ты едешь по льду и стучишь, стучишь и стучишь. Не имея возомжности увидеть маленькую, но такую важную, синюю линию."
Первая часть:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e15e1d1d4f07a00af668fb5/zamerzshee-kladbisce-tainy-antarktidy-chast-1-5e17c5311a860800adb029f5

В Антарктиде смерть никогда не бывает далеко. Яндекс.Картинки
В Антарктиде смерть никогда не бывает далеко. Яндекс.Картинки

Джонс спрашивает, была ли команда должным образом подготовлена к опасностям путешествия в Антарктиде. Это были молодые люди, в основном только что закончившие университет. Многие из них не имели большого опыта работы в тяжелых физических условиях. Большая часть их времени, посвященного подготовке к жизни в Антарктиде, была потрачена на обучение использованию научного оборудования, которое им понадобится, а не на обучение тому, как избежать несчастных случаев на льду.

Каждый несчастный случай в Антарктиде постепенно приводил к изменениям в том, как люди путешествовали и обучались. Отчеты, поданные после инцидента, рекомендовали несколько способов сделать путешествие через расщелины более безопасным, от адаптации транспортного средства до новых способов сцепления их вместе.

Трое мужчин отправились по льду в экспедицию на соседний остров в самый разгар антарктической зимы.

Морской лед был тверд, и они легко добрались до острова Петерманн. В небе было видно южное сияние, необычайно яркое и достаточно сильное, чтобы сбить все коммуникации. Команда благополучно добралась до острова и разбила лагерь в хижине на берегу.

Вскоре после того, как они достигли берега, начался сильный шторм, который на следующий день полностью уничтожил морской лед. Группа оказалась в затруднительном положении, но беспокойство среди членов команды было низким. Еды в хижине хватило бы на троих человек больше чем на месяц.

В течение следующих нескольких дней морской лед не смог восстановиться, поскольку штормы пронеслись и разрушили лед в канале.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

В хижине не было ни книг, ни бумаг, а связь с внешним миром ограничивалась регулярными радиопередачами на базу. Прошло уже две недели. Передачи были короткими, так как батареи в их радиоприемниках становились все слабее и слабее. Команда начала проявлять беспокойство.
Вскоре стало еще хуже. Команда заболела диареей, так как оказалось, что некоторые продукты в хижине были гораздо старше, чем они думали.

Мужчины ждали с нарастающим разочарованием, жалуясь на скуку в своих радиопередачах на базу. В пятницу 13 августа 1982 года они были замечены в телескоп, махая рукой в сторону главной базы. Батарейки радиоприемников были на исходе. Морской лед снова преобразился, дав мучительную надежду на спасение.

Два дня спустя, в воскресенье 15 августа, группа не вышла на связь по радио в назначенное время. Затем налетел еще один сильный шторм.

Люди на базе поднялись на вершину, откуда им был виден остров. Весь морской лед снова исчез, унесенный штормом.

"Эти ребята сделали то же, что и все мы – отправились в небольшое путешествие на остров", - говорит Пит Салино, который в то время находился на главной базе. "Этих троих больше никто никогда не видел".

Вокруг острова были очень сильные течения. Надежный, толстый лед образуется сравнительно редко, вспоминает Салино. Способ, которым они проверяли, выдержит ли их лед, был примитивным – они ударяли по нему деревянной палкой с металлическим наконечником, чтобы посмотреть, не разобьется ли он.

Даже после тщательных поисков тела так и не были найдены. Салино подозревает, что люди вышли на лед, когда он переформировался, и либо застряли, либо не смогли повернуть назад, когда налетел шторм.

"Теперь это действительно звучит безумно, сидя в уютной комнате в Суррее", - говорит Салино. "Когда мы выходили на улицу, всегда был риск провалиться, но ты всегда был готов к этому. У нас всегда была запасная одежда в запечатанном пакете. Мы все приняли этот риск и знали, что это может быть любой из нас."

Для тех, кто переживает потерю коллег и друзей в Антарктиде, скорбь бывает исключительно трудной. Когда друг исчезает или тело не может быть найдено, типичные человеческие ритуалы смерти - похороны, последнее прощание, становятся невозможными.

Клиффорд Шелли, британский геофизик, работавший на аргентинских островах у берегов Антарктического полуострова в конце 1970-х годов, потерял друзей, которые в 1976 году поднимались на соседнюю вершину горы Пири. Считалось, что эти люди – Джеффри Харгривз, Майкл Уокер и Грэм Уитфилд – попали в ловушку лавины. Следы их лагеря были обнаружены воздушными поисками, но их тела так и не были найдены.

“Ты просто ждешь и ждешь, но ничего не происходит. Тогда ты теряешь надежду", - говорит Шелли.

Рон Пиндер, радист на Южных Оркнейских островах в конце 1950-х-начале 1960-х годов, до сих пор скорбит о ком-то, кто соскользнул со скалы на острове Сигни, когда метил птиц в 1961 году. Тело его друга, Роджера Филера, было найдено у подножия утеса высотой 6 м, под гнездами, где он, как считалось, метил птиц. Его тело было похоронено на острове.

"Это случилось 57 лет назад. Это в далеком прошлом. Но сейчас воспоминания действуют на меня сильнее, чем тогда. Жизнь была такова, что ты должен был жить дальше", - говорит Пиндер.

То же самое относится и к Шелли.


"Я не думаю, что мы действительно это пережили", - говорит он. "Подобное всегда остается на задворках твоего сознания. Но это, конечно, смешанное чувство, потому что Антарктида великолепно красива, как зимой, так и летом."
Памятник погибшим в Институте полярных исследований им. Скотта. Фото: swancharlotte/Wikipedia/CC BY-SA 4.0
Памятник погибшим в Институте полярных исследований им. Скотта. Фото: swancharlotte/Wikipedia/CC BY-SA 4.0

Эти смерти привели к изменениям в работе людей в Антарктиде. В результате люди там сегодня могут жить более безопасно на этом опасном, изолированном континенте. Хотя ужасные инциденты все еще случаются, много уроков было извлечено из предыдущих смертельных случаев.
Для друзей и семей погибших постоянно прилагаются усилия, чтобы их потерянные близкие не были забыты. За пределами полярного исследовательского института Скотта в Кембридже, Великобритания, две высокие изогнутые дубовые колонны наклоняются друг к другу, мягко соприкасаясь наверху. Это половина памятника погибшим, воздвигнутого Британским фондом антарктических памятников, созданным Родом Райзом Джонсом и Брайаном Дорсетт-Бейли, братом Джереми, чтобы признать и почтить память тех, кто погиб в Антарктиде. Другая половина памятника представляет собой длинную металлическую ленту, слегка наклоненную к морю в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, где многие исследователи отправились на последний этап своего путешествия в Антарктиду.

Если смотреть с одного конца так, чтобы они выровнялись, дубовые колонны изгибаются друг от друга, оставляя длинное сужающееся пустое пространство между ними. Форма этой пустоты идеально заполнена высоким стальным осколком, установленным на постаменте на другой стороне мира. Это физический символ, который охватывает все полушария, соединяя дом с огромным и диким континентом, который в последний раз привлек этих ученых.