Прочитала на днях на канале «Сады и цветы» информацию о том, что английские ботаники решили изменить название перовскии лебедолистной (теперь ее будут называть шалфей Янга), и ужасно расстроилась. Объясню, почему.
Первый раз я увидела перовскию на итальянской земле, в частном ботаническом саду. Там было много дивных растений, но огромный (выше человеческого роста) серебристо-лавандовый куст (а это мое любимое цветовое сочетание) поразил своей благородной изысканной красотой. Случилось это где-то в нулевых годах, тогда у нас перовския практически никому не была известна, я смогла узнать только, что свое официальное ботаническое название она получила в честь героя отечественной войны генерала Василия Алексеевича Перовского, а неофициально в Англии ее называют Russian sage, что можно перевести и как «русский шалфей», и как «русский мудрец». Разумеется, мне стало интересно, откуда эти названия, и я начала собирать сведения об истории растения и биографии генерала.
А судьба у человека, давшего имя цветку, совершенно удивительная. Умница, острослов, красавец, любимец друзей и женщин – Василий Перовский был человеком недюжинной физической мощи, храбрости и силы духа. А еще – одним из десяти внебрачных детей графа Алексея Григорьевича Разумовского
На портрете Ореста Кипренского четырнадцатилетний Вася Перовский изображен в костюме испанского гранда. Трудно себе представить, что всего лишь через три года после его написания этот утонченный красивый мальчик окажется на войне, на Бородинском поле. В Бородинском сражении лично он практически не пострадал, испытания же на стойкость и мужество начались чуть позднее – уже в Москве.
Командование русской армии, оставляя город, договорилось с французами, что те в течение суток будут пропускать проходящие через нее войска. Но юный Перовский был задержан. Нет – не арестован, его остановили и, узнав, что он прекрасно говорит по-французски, попросили встретиться с Мюратом. Дело в том, что французы были крайне раздосадованы неласковым приемом москвичей: простые мужики нападали на офицеров и солдат, повсюду вспыхивали пожары. Аудиенция у Мюрата была недолгой, тот тоже пытался докопаться до причин пожаров, но что ему мог сказать семнадцатилетний юноша, свято веривший в законы чести и наивно полагавший, что после допроса благородные французы его тут же отпустят. Но его всё передавали из рук в руки, потом объявили пленным и заперли в подвале, а однажды чуть не расстреляли, обвинив в поджогах. Что переживал в эти дни хаоса в горящем городе, среди грабежей, поголовного пьянства и бессмысленного насилия семнадцатилетний мальчик, можно прочитать в его Записках, которые были опубликованы в журнале «Русский архив» в шестидесятых годах позапрошлого века. Но если вы их не найдете, обратитесь к тем страницам «Войны и мира», в которых Лев Толстой рассказывает о плене Пьера Безухова, в них писатель во многом основывался именно на воспоминаниях Перовского.
А потом пленных погнали во Францию. Это была странная группа людей, в которой брели не столько военные, сколько бородатые купцы и крестьяне, которых французы принимали за казаков. А пленные лакеи в ливреях казались им солдатами. Первое, что сделал конвойный офицер – забрал сапоги Перовского, дальнейший путь нашему герою предстояло пройти по мерзлой осенней земле на распухших и сбитых в кровь ногах. Пищей служило то, что находили на неубранных полях среди сгоревших деревень, иногда жарили на костре мясо валявшихся по дороге убитых лошадей. По мере продвижения их колонна изо дня в день редела: кто-то не вставал после осенних ночевок в поле, и конвой постоянно добивал слабеющих и отстающих. Когда колонна проходила мимо церквей, обессилившие люди специально заползали на паперть, чтобы принять смерть на освященной земле.
Записки Перовского обрываются на том месте, когда пленные добрели до Бородинского поля. Спустя месяц с лишним после сражения погибшие воины двух великих армий лежали не погребенные. И это позволило пленным подобрать себе что-то из одежды и обуви. Следующий эпизод в воспоминаниях, попытка бегства из плена уже во Франции, но… неудачная.
Записки Перовского то ли не были дописаны, то ли не сохранились целиком, и о его последующей жизни мы знаем из свидетельств других людей и официальных документов. Молодость, богатырское здоровье, храбрость, знание языков, незаурядный ум, прекрасное образование (про него говорили «по-европейски образован»), а главное, удивительная воля и упорство позволили ему выжить в плену, а потом сделать блестящую карьеру. Перовского освободила русская армия, и он снова поступил на службу - был зачислен в Гвардейский Генеральний Штаб (в 1814 г.). А в 1816 и 1817 гг. Василий Алексеевич сопровождал великого князя Николая Павловича – своего ровесника - в образовательном путешествии по России и Западной Европе. И вскоре стал его адъютантом и другом, всю жизнь пользовавшимся неограниченным доверием. Именно Перовского отправили с радостной вестью в Петербург к императору Александру I, когда у Николая в 1818 г. родился первенец – будущий император Александр II.
При дворе Перовский познакомился и подружился с поэтом Василием Жуковским, а потом и с другими выдающимися людьми своего времени – Пушкиным, Карамзиным, Вяземским, Гоголем. Его жизненный опыт, самостоятельность суждений и сильный характер чрезвычайно привлекали к нему людей. Ну и, конечно, «Рыцарь без страха и упрека, с аристократическим лицом, ума приятного и оригинального, он необыкновенно нравился женщинам и был у них очень счастлив». Но ни блестящее окружение, ни преимущества дружбы с императором не сделали Перовского «паркетным генералом». Чрезвычайно деятельная натура его постоянно рвалась в бой. И его отправляли, туда, где было горячее всего. Всех его походов и сражений и не перечислить. Весной 1828 г. на русско-турецкой войне при взятии Варны Перовский был тяжело ранен в грудь. Такие раны считались смертельными и надежды не было… Но он выжил. Вероятно, благодаря искусству талантливого военного врача Владимира Ивановича Даля, да-да, того самого, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Но Даль был еще и этнографом, лингвистом, востоковедом, писателем и… ученым-естествоиспытателем, в дальнейшем написавшим учебники по зоологии и ботанике. Словом, человеком энциклопедических знаний и широчайших интересов. Наверное, его мы можем смело назвать русским мудрецом.
Правда, рана Перовского так и не зажила, и всю последующую жизнь он носил на груди фонтанель – открытую рану. С ней он совершал военные походы и напряженно трудился на государственном поприще. А доктор Даль оставался при нем долгие годы, как чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе Оренбургского края, им Перовский стал в 1833 году. И на своей должности Перовский сделал очень много для развития края и изучения природы Южного Урала, зауральских степей и Средней Азии. Исследователь деятельности Перовского оренбургский историк П.Л. Юдин писал: «Обширный ум его хотел обнять всё, и он жил только одной мечтою, как бы лучше устроить любимый им край, чтобы он был образцовым в России».
Интересовался ли он растениями? Безусловно, ведь у его отца под Москвой был один из лучших частных ботанических садов России, и он отправлял научные экспедиции, изучавшие флору России. Во всяком случае, губернатор окружил себя умнейшими людьми, специалистами в самых разных областях, в том числе и в ботанике. Одним из них был и доктор Даль.
В своих многочисленных поездках по краю Даль собирал не только слова и пословицы, но и местную флору и фауну. За собранные им коллекции растений и животных Петербургская академия наук избрала Владимира Ивановича своим членом-корреспондентом. А в труднейшем Хивинском походе, который состоялся необычайно холодной для Средней Азии зимой 1840 года, Даль (это известно из его писем) вместе с приглашенным им ученым-натуралистом Александром Леманом, буквально из-под снега откопали несколько неизвестных науке растений, одному из которых (видимо, самому красивому) и было дано имя блестящего и стойкого генерала, возглавлявшего этот военный поход.
Как складывалась судьба перовскии дальше, мы можем только догадываться. В июле 1841 года в письме к Леману, находящемуся в то время в Бухаре, Даль пишет, что в Оренбурге «ожидается прибытие ученой экспедиции (в составе президента Лондонского географического общества Мурчисона, французского геолога Вернейля и естествоиспытателя Кейзерлинга), которая путешествовала по Уралу». Вероятно, благодаря этой экспедиции новое растение и попало в Западную Европу, где успешно прижилось и расцвело пышным цветом. А в России внедрять его в культуру было некому: Леман вскоре умер, Даль переехал в Петербург, и у Перовского были другие дела государственной важности.
За время своего губернаторства он так много сделал для края, что время его правления называли «золотой век Перовского». Кстати, благодаря его протекции Пушкин смог путешествовать по краю, собирая материалы по истории Пугачевского бунта. Напряженная жизнь (и смерть единственного – и тоже внебрачного - сына) сказалась на здоровье, в 1857 году Перовский вышел в отставку и через полгода скончался.
Мне кажется замечательным, что имя такого выдающегося человека было увековечено в красивейшем растении, седом и благородном. А потому стало обидно, что теперь растение будет называться по-другому.
Но я свою перовскию переименовывать не буду. Кустик у меня еще совсем маленький, посадила я его рядом с камнем, в память о горах Средней Азии, родине растения. Конечно таким огромным и великолепным, как в Италии, русский шалфей в холодном Подмосковье не вырастет, но это стойкое растение и его теперь часто можно встретить в садах и парках средней полосы. И еще, меня греет мысль, что купила я свою перовскию в питомнике при Тимирязевской академии, то есть фактически в родовом поместье отца и деда Перовского – графов Разумовских.
Более подробно о выращивании перовскии и ее сортах можно прочитать в моей статье на сайте https://aif.ru/dacha/flowers/russkiy_shalfey_pochemu_cvetok_iz_sredney_azii_nosit_imya_generala_perovskogo
Об отце Василия Перовского и его замечательном роде можно прочитать в следующих статьях:
Садовая империя графа Разумовского. Часть первая.
Садовая империя графа Разумовского. Часть вторая.
Тайные сады столицы.
Спасибо, что дочитали до конца! Буду благодарна, если выразите свое отношение к статье и теме лайками и комментариями.