Найти тему
Михаил Титов

Датское счастье. Как построить социализм в отдельно взятой стране?

Хелен Расселл. Хюгге, или Уютное счастье по-датски

У слова "хюгге"нет русского аналога. Если верить Хелен Расселл (а чего бы ей не верить, если она прожила в Дании год с лишним), хюгге - это "сидеть дома, в уютной обстановке, при свечах". Но "пекарни - это тоже хюгге"... и "ужин с друзьями - тоже хюгге". В общем, все, что может улучшить настроение долгой холодной зимой, все хюгге. А вообще, как считают датчане, зима сближает людей.


Британскую журналистку занесло в маленький датский Биллунд (центр "легостроения") вслед за мужем, устроившимся работать в компанию "Лего". Чтобы не сидеть без дела, Хелен стала разбираться, в чем секрет датского счастья. По различным исследованиям,
датчане - самая счастливая нация в мире. Опросы Хелен показали, что минимум уровня счастья, который называли ее респонденты, 8 из 10. И вот к каким выводам она пришла.

Хелен Расселл. Фото из интернета
Хелен Расселл. Фото из интернета

Во-первых, Дания - абсолютно социальное государство с самым низким уровнем социального расслоения. Здесь бесплатное образование, включая высшее, бесплатная медицина. Государство покрывает 75 процентов расходов родителей на ясли и детский сад.
При этом система образования выстроена так, что детей с малолетства учат самостоятельно мыслить и принимать решения. Обязательное образование - десятилетнее. После этого либо на работу, либо трехгодичное обучение в гимназии в качестве подготовки к вузу. Всем учащимся старше 18 лет выплачивается стипендия.
Во-вторых,
рабочая неделя официально 37 часов, фактически - 34, пятница короткий день для всех, чтобы было время на семью. Отпуск - пятинедельный оплачиваемый. При рождении ребенка семья получает 52 недели отпуска - четыре недели до родов и не менее 14 - после. Отцы тоже имеют право на 14 недель отпуска. Государство выплачивает пособие на ребенка до 18 лет всем семьям независимо от дохода.

В-третьих, высокий уровень доверия друг другу и государству, в частности. Датчане, платя высокие налоги (доходящие до 56 процентов), понимают, на что те расходуются. В стране самый низкий уровень безработицы в Европе: человек может в любой момент переучиться, а при увольнении - через пять недель после "карантина" - получает 80-90 процентов своего заработка в течение двух лет.

Леголэнд в Биллунде. Фото из интернета.
Леголэнд в Биллунде. Фото из интернета.

Впрочем, есть вещи, которые не совсем понятны другим европейцам, да и нам отчасти могут показаться дикими. Из того, что может смутить:

- Датские музеи проводят публичные вскрытия разных животных. (Помните, нашумевшую историю с убитым и скормленным львам жирафом в зоопарке Копенгагена?) Датчане же считают, что дети должны понимать, что такое жизнь и смерть.
- Животные - это просто животные, и Дания - один из крупнейших заводчиков норок и производителей норковых шуб.
- Каждый пятый датчанин - атеист, но при этом многие платят церковный налог: до полутора процентов от заработка.
- Дания занимает четвертое место в Европе по количеству разводов. 40 с лишним процентов браков распадаются.
- Единственная страна в мире, где существуют государственные центры для наркоманов. Там под присмотром полиции можно принять наркотики в безопасной среде.
- Датчане - одна из самых пьющих наций в Европе и в числе лидеров по количеству носителей венерических заболеваний.
- Очень либеральное отношение к вопросам секса. О зачатии детям начинают рассказывать с шести лет.

Несмотря на то, что книга, с одной стороны, легка и отчасти юмористична, а с другой, тянет на вполне серьезное исследование, многие критики назвали ее поверхностной, недостаточно глубоко, дескать, автор копнула "гламурный имидж" Дании. А проблем, якобы, в стране хватает. Это и алкоголизм, и домашнее насилие. Но сдается мне, что и алкоголизм, и насилие там все-таки несколько иные, чем у нас, к примеру, где государство себя тоже называет социальным.

PS
В конце книги Хелен Расселл дает десяток добрых советов, как начать жить по-датски. Не знаю, если ли какой-то прок от подобного рода рекомендаций? Всякое упрощение слегка глуповато.  Хотя тут каждый решает для себя сам.