Что такое «шеринг экономика»? Сразу оговоримся, что это не устоявшийся термин, многие используют другие: «трастовая экономика», «peer-to-peer экономика», «совместное потребление»... Это экономика совместного пользования, которая позволяет соединять друг с другом различных экономических агентов (в первую очередь спрос и предложение) в процессе потребления экономических благ. Проще говоря, вы можете коллективно использовать вещи и услуги, но вам необязательно при этом ими владеть. Корнями шеринг-экономика уходит еще в Древнюю Грецию, а термин впервые был введен несколько десятков лет назад. (https://www.rbc.ru/trends/sharing/5dd41e669a79471e4adaad9e)
К 2025 году мировой объем экономики sharing увеличится почти в 20 раз и достигнет $335 млрд, свидетельствуют данные из отчета PwC.
На самом деле для обычных пользователей модель совместного потребления благами цивилизации даёт множество несомненных преимуществ. Поскольку нет необходимости приобретать дорогостоящие предметы, недвижимость и прочее для их пользования, также есть возможность выбирать лучшие варианты и новые модели, не привязываясь к определенному месту, громоздким вещам и т.д.
Самые популярные площадки - Bla-bla-car, Авито, Юла, Airbnb, carsharing и др. Здесь работает принцип "люди для людей", а также "win - win". Площадки предоставляют возможность реализовывать ненужные вещи, пустые пространства в собственных аппартаментах, поездках, путешествиях и пр. Потребители покупают необходимое по выгодной цене. А площадки зарабатывают на посредничестве.
Предприниматели успешно используют эти площадки для продвижения своих услуг и реализации товаров. Однако, существует еще множество бизнес-моделей на принципах шэринга. И с каждым годом принципы совместного потребления затрагивают все новые сферы, на основе которых создаются новые коммерческие проекты. Попробуем вывести основные принципы успешного шэрингового бизнеса.
1. Ниша, в которой уже есть успешные проекты.
Люди в основном консервативны в выборе сервисов и услуг. Поэтому для успешного старта нового проекта требуется показать опыт пользования схожими услугами, даже из других стран и регионов. С позиции управления легче повторить успешный опыт конкурентов, чем "придумывать велосипед".
2. Использование юнит-экономики в построении и управлении шэрингового бизнеса.
"...Все эти фирмы используют юнит-экономику (метод прогнозирования успешности бизнес-модели исходя из оценки прибыльности единицы товара или одного клиента. — РБК), так что они прекрасно понимают, сколько денег должен приносить каждый автомобиль и каким должен быть средний чек поездки, чтобы в нужный момент выйти в плюс", - отмечает гендиректор «ТИАР-Центра» Антон Губницын (https://www.rbc.ru/trends/sharing/5de4e5f19a7947f2c0f0d0a7)
3. Принадлежность к целой экосистеме.
«Шеринг — это не просто аренда, к которой прикрутили интернет и геолокацию, а новая модель монетизации, — говорит Губницын из «ТИАР-Центра». — Например, вы владеете спортзалом и создаете сайт, где клиент может выбрать разных тренеров в разное время, в разных местах. Вы подключаете к порталу магазины спорттоваров и здорового питания, видеоуроки и прочее, имея со всего комиссию».(https://www.rbc.ru/trends/sharing/5de4e5f19a7947f2c0f0d0a7)
На следующем вебинаре поговорим о маркетинговых инструментах шэринг экономики. Записывайтесь, участие бесплатно.