Найти тему
Добавить в заметки

И все хотят знать: Так о чем я пою?

45 лет они вызывают капитана Африка, просят Машу не плакать, учат искусству быть смирным, сетуют на древнерусскую тоску и рассказывают эпические поэмы вроде той, что о Быколае Оптоеде и Екатерине-с-Песков. «Аквариуму» 45. Почти полвека язык их песен вдохновляет и шокирует слушателя.

Публика впервые задала вопросы о текстах в 1986 году, когда "Аквариум" вышел на "Музыкальный ринг". Аудитория — люди разных возрастов, но самыми активными скептиками оказались ровесники Бориса Борисовича. Из всех озвученных вопросов достаточно выделить два ключевых: "Зачем вы поёте?" и "О чем ваши песни?". С первым все обстоит просто: "Некоторым людям свойственно петь, отдельным из них в ущерб себе", маэстро ответил короче: "Это мой долг". Разгадка ко второму вопросу требует больших усилий. Почему тексты были непонятны?

В июне 1972 года "Аквариум" придумали математик и медик. Друзья Борис Гребенщиков и Анатолий Гуницкий основали группу, чтобы исполнять песни, похожие на то, что играют за океаном. Им хотелось свободы и цвета. Желание адаптировать к родному языку современную западную музыкальную культуру и её эстетику рождало такие тексты и такую музыку. Ведь напевный ирландский фолк и зажигательное ямайское регги может быть исполнено и на русском. В этом и таится ответ на: "О чем ваши песни?". Как верно на том же "Ринге" отметил Гребенщиков, создавая оптимальный образ зрителя: а) это должен быть человек, б) он должен уметь думать. Советской, на тот момент, аудитории было сложно воспринимать музыкальные "холсты", расписанные непривычно яркими красками. Помните сны Бананана из фильма Сергея Соловьева "Асса"? Они казались советскому зрителю чем-то невероятным. Они выходили за рамки дозволенного, отличались от всего, что создавалось ранее, не были прозрачны, заставляли думать. Так и тексты песен "Аквариума". Они не были наполнены ключами к разгадке, в них не было очевидных логоэпистем. Но зато они изобиловали реминисценциями. Позже, с 2005 года, Борис Борисович "раскроет карты", расскажет, из чего слагалось творчество "Аквариума" в авторской радиопрограмме "Аэростат". Самый простой и очевидный пример — песня "2128506". Здесь и Конан Дойль, и The Beatles, упоминание авторов учебника латинского языка и даже цитирование из индийского текста. Это песни для расшифровки, для обдумывания. В какой-то степени, "Аквариум" — мировоззрение, состояние души, но это для фанатов. В песнях находится пласт и для научной работы. На просторах интернета даже встречаются люди, написавшие исследовательские работы, посвященные разным аспектам многозначных, непонятных стихов БГ.

На концерте с симфоническим оркестром в Москве Борис Борисович перед исполнением песни "Нога судьбы" произнес: "Время эпических повествований". Мне почему-то не давала покоя эта фраза. На следующий день, в попытках отыскать предысторию к песне, я набрела на работу филолога Татьяны Виноградовой на сайте Проза.ру. Она раскрыла интересную тему "Неомифологические аспекты текста БГ Нога Судьбы", пояснив значение каждого символа и связав все воедино. Получается, в истории "великого и могучего" есть место и для поэтического языка Бориса Гребенщикова. Его песни — часть идентификации многих людей. С 80-х прошло достаточно времени, появилось достаточно свободы, чтобы напитаться той музыкальной западной культурой, транслятором которой и являлся в ту пору "Аквариум". Все эти годы смыслы приобретались, трансформировались, изобретались. Уже сегодня они существуют как логоэпистемы и функционируют в русскоязычном коммуникативном пространстве. То, что появляется в культуре, спустя некоторое время естественным образом оставляет след в языке. И едва ли кто-то в далеком 1986 году думал о том, что непрофессиональная группа "Аквариум" со своими непонятными текстами станет частью русской культуры.

«Это язык культуры. Язык общечеловеческой культуры, который многие люди, окружающие нас, очень старательно пытаются игнорировать. Если «Аквариум» что-то и сделал хорошее — он дал людям возможность узнать, что в мире существует что-то еще. Книги. «Дао дэ цзин». И группа The Incredible String Band. Духовые аранжировки Брукнера. Масса всего. Просто мы напомнили всем: ребята, посмотрите, как много всего есть вокруг. Послушайте эти песни, подумайте, откуда что взялось». (Борис Гребенщиков, интервью для журнала «Огонёк» 14 марта 2016г.)

2017 г.