Открываем серию опупенных биографий моим любимчиком, Леопольдом Вайсом (он же Мухаммад Асад). Если коротко: раскрутил жену Горького на правду о голоде на Поволжье, поддерживал палестинцев, когда это еще не было мейнстримом, был разведчиком саудитов, основал Пакистан, работал в ООН, дожил до глубокой старости с мандаринами и молодой женой. А вот подробности
Вряд ли кто-то предполагал, чем обернется жизнь любознательного внука черновецкого ребе и сына львовского адвоката (их обоих, короч), но вот, попутешествовав с отцом по Восточной Европе, Леопольд обнаруживает себя в роли начинающего журналиста в Германии. Конкуренция огромна, амбиции тоже, и судьба подкинула ему случай в виде знакомства с Екатериной Пешковой, женой Горького. Начало тридцатых, положение для СССР двусмысленное - на международной арене масштаб бедствия всячески стараются скрывать (и правда, стоило довести огромные территории Украины, Казахстана и Поволжья и Казахстана до массовых расстрелов за сворованное зерно, каннибализма и голодных смертей, чтобы чуточку утоить правду). А советские дамы занимаются краудфандингом под носом. Откровения мадам Пешковой за бокалом вина обернулись общеевропейской сенсацией и сделали его знаменитым. Как отнеслась к этому чета Пешковых, сказать сложно - с одной стороны, Екатерина Павловна вряд ли чувствовала себя в безопасности на родине после этого, а с другой - а как еще повлиять на советских ебанутых деятелей?
Наш герой отправляется в Палестину и тут его жизнь начинает меняться. Во-первых, на много лет он становится главным источником информации по Ближнему Востоку для европейских газет. Во-вторых, он сближается с палестинцами и иорданцами, начиная недолюбливать борцов за основание Израиля. Он много путешествует по Ближнему Востоку, тусит в Египте, принимает ислам и совершает хадж, отправляется в Иран и проникается реформами Резы Шаха, одновременно глубоко изучая раскол между суннитами и шиитами. Среди всего прочего Леопольд Вайс - теперь уже Мухаммад Асад - сходится с будущим основателем Саудовской Аравии и исполняет, в числе прочего, разведывательную миссию для него: выявляет масштабы работы британских агентов в Кувейте. Во время переговоров большевиков с будущим королем Абдулазизом (да, был и такой эпизод советской внешней политики!) львовский еврей тоже пришелся как нельзя более кстати.
Асад съездил в советскую Туркмению, прифигел от порядочков в атеистическом государстве и имамов-осведомителей, и более в эту часть света не заглядывал. Наш герой приехал в Британскую Индию (возможно, также по совету саудитов) и шибко сдружился с Мухаммадом Икбалом, великим мыслителем, поэтом и важнейшей фигурой в движении за Пакистан, наряду с Али Джинной, и многими другими политиками. Тут, кстати, грянул 39-й год, потом война уже на территории СССР... Вся семья сгинула понятно где и почему, а сам Асад оказался в лагере для интернированных (формальное гражданство у него было немецкое, мда). Там он времени не терял, прекрасно выучил урду и писал эссе. У меня дома, кстати, есть древняя затертая книжечка - сборник самой важной для Пакистана публицистики, и его тексты там тоже есть, написанные хорошим цветистым слогом. Вообще, он, пожалуй, третья по значимости фигура для становления Пакистана как концепции, идеологии и общества. Ну офигенно же, нет? Основатели Пакистана: гуджаратец, кашмирец, львовянин. Адвокат, философ и журналист.Все трое с отличным европейским образованием, фанаты либерализма и социализма. Не страна, казалось бы, а мечта любого мыслящего человека!
В 1947 году он оказался в политической элите, участвовал в создании Конституции и международных переговорах. Во власть его, правда, не пустили, отправили в почетную ссылку представителем ООН. (а там все уже спидами балуются... шутка)
Каких еще штрихов добавить к портрету? Во-первых, жены. Третья жена -умница, красавица, американская полька намного младше его, с которой он прожил много счастливых лет в Марокко и Испании. До этого Асад был женат на дочери аравийского шейха - так сказать, аравийский период жизни. От этого брака, кстати, появился на свет Талал Асад, крутой исламовед из Нью-Йорка. Я в диссере на него ссылаюсь и всяческие перевираю до неузнаваемости. Короче, сына тоже люблю. Наконец, первая жена - австрийская художница на 15 лет его старше. Да не оскорбятся мусульмане, но такой жизненный путь - жена старше, хадж в Мекку, политическая карьера, религиозная деятельность и создание государства - уже один великий человек проходил много лет назад. Эпигонство, товарищ Асад, айяйяй, настоящие авантюристы всегда предпринимают только оригинальные ходы! Видимо, проблема в том, что Леопольд Вайс не только прикалывался по жизни, как настоящий авантюрист, но и очень глубоко осмысливал всё пережитое. Он крупный писатель и мыслитель.
Во-вторых, его, условно, старость (чувак, между прочим 1900-1992, долгая старость-то!) Мужик познал боль от того, как разрушается его мир: любимые саудиты сели на нефтяную иглу и оскотинились, в Пакистане треш, военные перевороты и религиозная нетерпимость (хотя он периодически туда наведывался, всякий раз с фанфарами и народной любовью), В Иране сраная революция (которую Асад обозвал антиисламской), наконец, самая страшная война после двух мировых - ирано-иракская. А еще он издал авторский перевод Корана, от которого у всех мусульман знатно пригорело. Сделав полный круг, Асад стал тем, кем был вначале - европейским интеллектуалом, переживающим трагедию ХХ века. Нет, но отжег-то знатно по жизни, м?