Найти в Дзене
Исторический журнал

Как фины Сталина на место ставили

В то время, когда Красная армия очевидно терпела поражение в Беларуси и Прибалтике, а пограничные бои на украинской территории приобрели огромной остроты, советское командование добровольно открыло еще один фронт, осуществив вооруженную агрессию против Финляндии.

В тот день на рассвете полтысячи советских бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей нанесли удар по десяткам финских аэродромов, а заодно - по заводам, железнодорожных узлах и по жилым кварталам Хельсинков и ряда других городов. Воздушное наступление советских ВВС продолжалось почти неделю. Результаты его с чисто военной точки зрения были нулевыми, если не откровенно негативными. Были потеряны десятки бомбардировщиков, сбитых финскими и своими же истребителями. В политическом же смысле результат был ожидаемым: вечером того же 25 июня финский парламент объявил, что страна находится в состоянии войны с СССР.

-2

... сосняком по откосам кудрявится
Пограничный скупой кругозор.
Принимай нас, Суоми - красавица,
В ожерелье прозрачных озер ...

В этой песне, написанной по заказу идеологического ведомства ВКП (б) за несколько месяцев до нападения на Финляндию, вполне прозрачно и даже, можно сказать, честно формулировались цели военной операции, о которых после ее завершения в СССР пытались не вспоминать. А именно - не «перенесение границы подальше от Ленинграда», как говорилось потом, а установление в Суоми марионеточного режима. Ну, а дальше будет (когда наступит подходящее время) присоединение ее к Советскому Союзу ...

И тогда, 30 ноября 1939, СССР войну Финляндии не объявлял. Он только «помогал» марионеточному правительству так называемой «Финляндской демократической республики» во главе с к Отто Куусиненом в борьбе с «белофиннами» (всеми теми, кто хотел независимости и демократии для своей страны, с законным правительством этой страны). Призыв упомянутой песни - мол, открывайте широко нам ворота, а мы поможем вам расправиться с «врагами народа» - не получил отклика в сердцах финнов. Поэтому Зимняя война стала страшной и кровавой - прежде всего для красноармейцев. Красная армия тщательно готовилась к походу на Хельсинки. Но выяснилось, что, несмотря на всю предварительную подготовку, она не способна успешно вести боевые действия против энергичного и самоотверженного противника. И тогда потянулись к фронту эшелоны с разных концов Советского Союза, везли на поле боя лучшие дивизии и бригады. Но это не помогло. Финляндия так и не стала советской, Сталину удалось только оторвать от нее некоторые территории; общее число погибших красноармейцев колеблется от 128 до 340 000.

-3

Не успела закончиться одна война, как в Кремле начали готовиться к новой. 18 сентября 1940 нарком обороны СССР маршал Тимошенко и начальник Генштаба генерал Мерецков направили на имя Сталина и Молотова докладную записку № 103203 «Соображения по развертыванию Вооруженных сил Красной Армии на случай войны с Финляндией» - разумеется, совершенно секретную и в одном экземпляре. Речь шла о намерении решительными ударами занять всю территорию Финляндии включая столицу и раз и навсегда решить «финский вопрос». Разработка планов военных действий сопровождалась таким бешеным политическим давлением на Финляндию, что и дурак бы догадался, чего хочет Кремль.

В этих обстоятельствах официальный Хельсинки вынужден был искать поддержку в Берлине, поскольку ни британцы, ни французы, ни американцы, которые до этого поддерживали Финляндию, в новых условиях (после поражения Франции и отступления британских войск на острова) помочь финнам не могли. Впрочем, союз с Германией не привел ни к свертыванию парламентской демократии, ни к заимствованию расистских идей (немногочисленные евреи страны продолжали быть ее полноправными гражданами - занимать государственные должности, служить в армии и т.д.), ни к разрыву дипломатических отношений с Британией и США. В конце концов на территории страны появились немецкие войска - транзитом в северную Норвегию. В этих условиях Красная армия так и не двинулась в новый «освободительный поход» осенью 1940 или весной 1941 года. А в июне 1941 года в северной Финляндии появились сначала две пехотные дивизии Вермахта, потом - после 22 июня - еще две.

-4

При этом по состоянию на 25 июня 1941 никаких союзнических соглашений между Германией и Финляндией не было, боевых действий против Красной армии с финской территории не велось. Более того: после начала немецко-советской войны правительство официально объявило Финляндию нейтральным государством. Однако Сталин выбрал войну. Собственно, Красная армия начала развертывания для наступления на Финляндию еще 17 июня 1941 года. Именно тогда из-под Пскова начала свое движение до полярного круга первая танковая дивизия Красной армии. В бой она вступила 30 июня, перейдя финскую границу. Правда, продвинулись советские танкисты лишь на несколько километров. Еще меньшими оказались успехи 10 мехкорпуса, в составе которого было более полутысячи танков, в районе между Выборгом и Ладожским озером. Атаки небольшими силами на небольшую глубину с немедленным отступлением на свою территорию в случае, если финны открывали огонь - вот и все.

А вот наступление в начале июля немецкого 36-го армейского корпуса танкисты 1-й танковой дивизии сорвали. Особенно удачно они действовали против эсэсовской моторизованной бригады «Норд». Стрелковые же соединения Красной армии даже не пробовали наступать - когда танкисты шли вперед, то поддержки со стороны пехоты они не имели. Поэтому все планы деморализации Финляндии и быстрого ее усмирения военной силой с полной или частичной оккупацией полностью и окончательно провалились. А факт советской агрессии стал фактором, который поднял финское общество и усилил в нем настроения в пользу войны с целью не только возврата утраченных в 1940 году земель, но и присоединение всей Карелии.

-5

Однако финские войска даже не попытались перерезать заполярную железную дорогу, которая вела к Мурманску, через который поступала значительная часть военных поставок из США, Британии и Канады. Они не обстреливали блокированный Ленинград с дальнобойных орудий. С осени 1941 года финские войска закопались в землю и держали жесткую оборону на достигнутых ими рубежах. Между тем в случае, если бы 70 лет назад СССР не напал бы на финнов, то не только не было бы блокады Ленинграда с ее колоссальными жертвами - высвободились бы по меньшей мере два десятка полноценных, хорошо вооруженных дивизий, которые могли бы сыграть важную роль на советско-германском фронте.

Но случилось именно так, как произошло. Просто тоталитарный советский хищник по своей природе не мог действовать иначе, рационально и эффективно. Единственная сфера, где он был действительно успешным - это пропаганда: до сих пор многие уверены, что в 1941 году финны коварно напали вместе с Гитлером на мирный СССР.

Завоевать Финляндию большевикам все же не удалось.