О том, "Зачем говорить ребёнком об искусстве" я описывала здесь, поэтому сегодня поделюсь своим видением - как говорить с ребёнком об искусстве, а также взглядами тех профессионалов (искусствоведов и педагогов), которые являются для меня авторитетными.
На днях я услышала от одной мамы, что она считает всесторонним развитием ребёнка - запоминание карточек с шедеврами художников. И что это и есть воспитание искусством. Может быть, вы ловили себя на подобной мысли?
Честно скажу, в начале изучения вопросов раннего развития я тоже так думала. Например, я слишком рано дала Ване плакаты Никитиных. Я была уверена, что запоминание разнообразных музыкальных инструментов будет хорошим дополнением к изучению музыки. Но на самом деле-при работе с любыми карточками/плакатами работает только память. Если вы хотите развивать память и внимательность, то все эти приёмы отлично подойдут, но это никак не связано с искусством.
То же самое про шедевры художников. Если ребёнок в полтора-два года выучил все карточки Домана с названиями художественных произведений-это ещё не значит, что он научился видеть прекрасное, сопоставлять, представлять, вживаться в картину. Что мы, собственно и добиваемся, ведь нам нужно умение креативить и создавать, а не способность удивлять окружающих знаниями, которые спустя годы исчезнут. Хотя, если обращаться к науке, а не к мнению мам-развивашек, ребёнок до трёх лет ещё не имеет пространственного мышления, поэтому в 1,5-2 года сопоставлять и воображать скорее всего не получится, а вот привыкнуть к общему восприятию прекрасного ребенок сможет. Что тоже неплохо для совсем раннего возраста.
Конечно, я рада, что есть пособия с изображением музыкальных инструментов, портретами композиторов, картинами художников, но они в первую очередь нужны маме, так как мама сама должна постоянно находиться в процессе изучения истории искусства. Но надеяться на то, что ребёнок начнёт разбираться в стилях и художниках до трех лет-бессмысленно. Здесь всплывает мой любимый вопрос «зачем?», я до сих пор не встретила ни одного обоснованного и адекватного ответа о пользе фанатичного раннего развития. Но не обойдусь без «НО» - есть любопытная методика мамы, а не педагога - Сесиль Лупан, популярной лет 20 назад, у которой дети действительно в три года поражали своими знаниями об искусстве. Только я очень долго искала хоть какие-то сведения о судьбе ее дочерей - но ничего не нашла. Думаю, что они не стали великими искусствоведами, хотя образованными личностями - наверняка, если их мама не забросила обучение девочек вплоть до подросткового возраста, как она и планировала. (Если интересно, расскажу о ее методике подробнее).
Перехожу к делу:
До трёх лет
важно детально рассматривать одну картину, насколько хватит ребёнка (5,10,20 минут). Причём выбирать только те изображения, на которых все ребёнку знакомо-дети, животные, цветы, природа, в общем -любые бытовые сцены или просто приятные взгляду картины. Конечно, желательно избегать сюрреализма и пугающих полотен. Хотя сейчас многие детские искусствоведы подробно говорят об искусстве конца 19-го и 20 века, но я бы не знакомила детей с современным искусством лет до шести. Конечно, почти у всех известных художников, начиная с постимпрессионизма/модерна, свой стиль, который можно повторить и легко использовать в творческих занятиях с детьми, основываясь на ключевых элементах - Ван Гог (синий, желтый и крупные мазки, вихри), Климт (золото и точки), Гоген (черный контур, яркие цвета), Матисс (можно делать аппликации по его картинам). Но в любом случае, малышам будет куда полезнее познакомиться с реализмом, максимум - импрессионизмом (не буду вдаваться в терминологию, обобщаю для понимания).
Мама должна описывать все, что происходит на картине. Кто главный герой, какие эмоции у героев, какие эмоции изображение вызывает у нас, какие мы видим цвета, картина темная или светлая, и т.п. Заодно можно изучить цвета, формы, понятия-спереди, сзади, вверху, внизу и прочее. Еще детки любят что-то искать. Хорошо, если на картине изображено много предметов. Таким образом, мы хорошо развиваем пассивный словарный запас.
Говорящие дети и дети от трёх лет
- могут описать сами все, что видят. Родителям остаётся задавать больше интересных вопросов. Например:
- Тебе нравится картина в целом?
- Какие чувства и эмоции она вызывает?
- Что изображено на переднем/заднем плане?
- Как ты думаешь, что было до этого?
- Давай пофантазируем, что случится с героями дальше?
- Сколько здесь … (счет)
- Какие преобладают цвета?
Ну и конечно, лучше заранее подготовиться и сообщить ребенку какой-то интересный факт о картине и художнике. Все зависит от возраста ребенка и фантазии родителей. Думаю, принцип понятен:
Сначала фокусируемся на развитии речи, изучении окружающего мира, и только потом на истории и личности художника.
Поход в музей
- Настраиваем ребенка на праздник, желательно после похода в музей пойти в кафе и съесть что-то вкусное. На самом деле, это правило касается и родителей, которым походы в музей кажутся скучными.
- Не нагружаем ни себя, ни ребенка лишней информацией. До трех лет смотрим 1-2 картины, которые до этого изучали. Детям от 3 до 5 - максимум 4-5. Ну и, конечно, даже с подросшими детьми-школьниками лучше смотреть либо ключевые картины одного художника, либо несколько картин какой-либо эпохи/стиля.
- Придумываем игры в музее, например, поиск картины, которая нужна, или какой-то квест. С малышами главное добиться атмосферы праздника и непринужденности.
Книги и репродукции
Я хочу сделать отдельно статью с книгами, так как их очень много. Главное, чтобы они были дома)) Для малышей нужны репродукции. Книжки с биографией или на тематику какого-то стиля детям до трех лет не подойдут. Репродукции можно найти в магазинах при музеях. Можно показывать книги, не адаптированные под детей, нам ведь нужны только картинки, и чем крупнее, тем лучше.
Совместное «прочтение» картин - прекрасный момент продуктивного и качественного общения с ребенком. Скорее всего, незаинтересованные родители даже не будут начинать знакомить ребенка с искусством. Значит, будут знакомить те, у которых действительно горят глаза, которые сами наслаждаются процессом просмотра картин или прослушивания музыки. Эти занятия 100% пойдут на пользу.
Воспитание искусством - прекрасный выход для тех, кто, например, не любит играть с детьми в сюжетно-ролевые игры или заниматься по пособиям. Картина - если ее изучать - такое же пособие, только она помогает увидеть мир другим, новым, интересным, многогранным. И здорово, когда проводниками в этот мир становятся любимые родители.
Статьи по теме:
Смотрим с детьми картины про Рождество Христово
Зачем говорить с детьми об искусстве