Найти тему
Yujiro

Трамвай или автобус? Что дешевле для города?

Трамвай vs автобус. Автор: Peter Trimming (original), cropped by User: Ultra7
Трамвай vs автобус. Автор: Peter Trimming (original), cropped by User: Ultra7

Оказывается в среде урбанистов или интернетных комментаторов есть вечный спор "что лучше трамвай или автобус?". Я решил провести оценочный расчёт и сравнить, что дешевле для бюджета города.

Для сравнения возьмём трамвай Витязь, который используется например в Москве, Санкт-Петербурге или Краснодаре и большой "гармошечный" автобус ЛиАЗ-6213, который также распространён в Москве или в Санкт-Петербурге.

Трамвай Витязь. «© A.Savin, WikiCommons»
Трамвай Витязь. «© A.Savin, WikiCommons»
ЛиАЗ-6213
ЛиАЗ-6213

Для сравнения взял именно эти модели общественного транспорта, так как это современные и распространённые модели с максимальной вместимостью, также они оба низкопольные, что более удобно для пассажиров.

Итак, автобус ЛиАЗ-6213 стоит 9.5 млн рублей, а трамвай Витязь 95 млн рублей. У ЛиАЗа общая вместимость - 184 пассажира (8 чел. на кв. метр, но как? Ну да ладно). у Витязя - 320 пассажиров (тоже 8 чел. на кв. метр, но каким образом? Неважно).

Посчитаем стоимость транспорта на одного пассажира, получается что: 

1) для автобуса ЛиАЗ-6213: 9,5 млн р / 184 = 51630 р на одного пассажира,

2) для трамвая Витязь: 95 млн р / 320 = 296875 р на 1 пассажира

Посчитаем во сколько раз дороже трамвай относительно автобуса в пересчёте на одного пассажира: 296875 р / 51630 р = 5,75 раза, т.е. один трамвай Витязь дороже одного автобуса ЛиАЗ-6213 почти в 6 раз в пересчёте на одного пассажира, если не учитывать срок службы транспорта. Это важно и имеет большое значение, так как для первоначальной закупки транспорта именно начальная цена создаст огромную нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе.

Теперь, если учесть срок службы трамвая и автобуса, то получим, что трамвай Витязь может служить 30 лет, а автобус ЛиАЗ-6213 - 12 лет, теперь скорректируем расчёты:

5,75 * 12/30 = 2,3, то есть трамвай минимум в 2,3 раза дороже автобуса с учётом срока службы и в пересчёте на одного пассажира, но у трамвая есть еще и пути, которые нужно обслуживать, а дороги общего пользования без автобусов все равно будут делать и тратить на них деньги, ибо никто не станет отказываться от них. 

Так вот вопрос, насколько затраты на обслуживание у трамвая должны быть ниже по факту, не просто из отрывочных фактов например про низкое трение колес о рельсы (трение метал о метал действительно ниже, чем у колес по асфальту), а по расчётам за весь срок эксплуатации, что он получится дешевле за теже 30 лет эксплуатации? А что, если все автобусы будут переведены на газ (который в 2 раза дешевле бензина) как хотят сделать в Москве, трамвай всё ещё будет дешевле в эксплуатации?

И не лучше ли будет делать трамваи, которые служат 15 лет и будут стоить в 2 раза дешевле (если это возможно конечно) для своевременного их обновления, чтобы современные, красивые и модные трамваи не превратились за 30 лет в подобие очень надоевших и устаревших жёлтых старых трамваев в свое время? Не говоря уже о резком повышении разовых начальных расходов бюджета при закупке трамваев, что для регионов скорее всего не подъёмно, поэтому в некоторых регионах так часто ходят разговоры об отказе от трамваев.

Я думаю, что высокая цена трамвая оправдана только как плата за экологию и здоровье, ведь у трамвая нет вредных выхлопов, а тяжёлая металлическая пыль от колёс более безопасна, чем гораздо большее истирание покрышек у обычных автобусов из-за более высокого коэффициента трения. Все это очень важно, но надо понимать, что это не бесплатно и даже дорого. И возможно, если учесть реальный вред здоровью людям или стоимость лечения от вредных выбросов от транспорта на бензине, то трамвай и окажется дешевле, но пока такого расчёта нет, то это не доказано, да и как его провести?

Да, мне самому больше нравится современный трамвай, но по моим оценкам их обслуживание обойдётся городу в 2,3 раза дороже, тем более учитывая начальные затраты на закупку трамваев в ~6 раз большие, чем на автобус. Всё это не рационально для регионов, у которых бюджет несколько миллиардов рублей в год, что даже до 0,5% московского не дотянет (из-за небольшого числа жителей), который сейчас на 2020 год составляет 3,1 трлн р в год (в Москве в час пик может находится до 17 млн человек и как минимум половина из них работает и платит налоги в Москве).

Обновлено:

По данной ссылке есть сравнение расходов на городские виды транспорта Москвы (за ссылку спасибо читателю Garykus)

Картинка с сайта https://baza.io/posts/715f645d-1d7c-4375-b359-cf1b58e72308
Картинка с сайта https://baza.io/posts/715f645d-1d7c-4375-b359-cf1b58e72308

Также хочу обратить ваше внимание, что по ссылке выше представлены короткие автобусы меньшей вместимости, чем представленный в статье, а также не забывайте, что автобусы Москвы не имеют выделенных полос движения как у трамвая.

Спасибо за внимание🖐, ставьте лайки, делитесь статьёй, читайте другие статьи на канале.