Оказывается в среде урбанистов или интернетных комментаторов есть вечный спор "что лучше трамвай или автобус?". Я решил провести оценочный расчёт и сравнить, что дешевле для бюджета города.
Для сравнения возьмём трамвай Витязь, который используется например в Москве, Санкт-Петербурге или Краснодаре и большой "гармошечный" автобус ЛиАЗ-6213, который также распространён в Москве или в Санкт-Петербурге.
Для сравнения взял именно эти модели общественного транспорта, так как это современные и распространённые модели с максимальной вместимостью, также они оба низкопольные, что более удобно для пассажиров.
Итак, автобус ЛиАЗ-6213 стоит 9.5 млн рублей, а трамвай Витязь 95 млн рублей. У ЛиАЗа общая вместимость - 184 пассажира (8 чел. на кв. метр, но как? Ну да ладно). у Витязя - 320 пассажиров (тоже 8 чел. на кв. метр, но каким образом? Неважно).
Посчитаем стоимость транспорта на одного пассажира, получается что:
1) для автобуса ЛиАЗ-6213: 9,5 млн р / 184 = 51630 р на одного пассажира,
2) для трамвая Витязь: 95 млн р / 320 = 296875 р на 1 пассажира
Посчитаем во сколько раз дороже трамвай относительно автобуса в пересчёте на одного пассажира: 296875 р / 51630 р = 5,75 раза, т.е. один трамвай Витязь дороже одного автобуса ЛиАЗ-6213 почти в 6 раз в пересчёте на одного пассажира, если не учитывать срок службы транспорта. Это важно и имеет большое значение, так как для первоначальной закупки транспорта именно начальная цена создаст огромную нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе.
Теперь, если учесть срок службы трамвая и автобуса, то получим, что трамвай Витязь может служить 30 лет, а автобус ЛиАЗ-6213 - 12 лет, теперь скорректируем расчёты:
5,75 * 12/30 = 2,3, то есть трамвай минимум в 2,3 раза дороже автобуса с учётом срока службы и в пересчёте на одного пассажира, но у трамвая есть еще и пути, которые нужно обслуживать, а дороги общего пользования без автобусов все равно будут делать и тратить на них деньги, ибо никто не станет отказываться от них.
Так вот вопрос, насколько затраты на обслуживание у трамвая должны быть ниже по факту, не просто из отрывочных фактов например про низкое трение колес о рельсы (трение метал о метал действительно ниже, чем у колес по асфальту), а по расчётам за весь срок эксплуатации, что он получится дешевле за теже 30 лет эксплуатации? А что, если все автобусы будут переведены на газ (который в 2 раза дешевле бензина) как хотят сделать в Москве, трамвай всё ещё будет дешевле в эксплуатации?
И не лучше ли будет делать трамваи, которые служат 15 лет и будут стоить в 2 раза дешевле (если это возможно конечно) для своевременного их обновления, чтобы современные, красивые и модные трамваи не превратились за 30 лет в подобие очень надоевших и устаревших жёлтых старых трамваев в свое время? Не говоря уже о резком повышении разовых начальных расходов бюджета при закупке трамваев, что для регионов скорее всего не подъёмно, поэтому в некоторых регионах так часто ходят разговоры об отказе от трамваев.
Я думаю, что высокая цена трамвая оправдана только как плата за экологию и здоровье, ведь у трамвая нет вредных выхлопов, а тяжёлая металлическая пыль от колёс более безопасна, чем гораздо большее истирание покрышек у обычных автобусов из-за более высокого коэффициента трения. Все это очень важно, но надо понимать, что это не бесплатно и даже дорого. И возможно, если учесть реальный вред здоровью людям или стоимость лечения от вредных выбросов от транспорта на бензине, то трамвай и окажется дешевле, но пока такого расчёта нет, то это не доказано, да и как его провести?
Да, мне самому больше нравится современный трамвай, но по моим оценкам их обслуживание обойдётся городу в 2,3 раза дороже, тем более учитывая начальные затраты на закупку трамваев в ~6 раз большие, чем на автобус. Всё это не рационально для регионов, у которых бюджет несколько миллиардов рублей в год, что даже до 0,5% московского не дотянет (из-за небольшого числа жителей), который сейчас на 2020 год составляет 3,1 трлн р в год (в Москве в час пик может находится до 17 млн человек и как минимум половина из них работает и платит налоги в Москве).
Обновлено:
По данной ссылке есть сравнение расходов на городские виды транспорта Москвы (за ссылку спасибо читателю Garykus)
Также хочу обратить ваше внимание, что по ссылке выше представлены короткие автобусы меньшей вместимости, чем представленный в статье, а также не забывайте, что автобусы Москвы не имеют выделенных полос движения как у трамвая.
Спасибо за внимание🖐, ставьте лайки, делитесь статьёй, читайте другие статьи на канале.