Я работаю репетитором биологии уже около двух лет и очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда какие-то прописные истины мне приходится объяснять ученику заново - ведь проучившись в школе одиннадцать лет (и порой очень даже неплохо проучившись), ребенок может совершенно не знать азов предмета - банально потому что клеточное строение проходят в 5 классе и чуть-чуть в начале 10-го, когда тут успеть изучить различия между клетками разных организмов? Чаще всего, приступая к подготовке к ЕГЭ, школьник хорошо помнит лишь те темы, что проходились в школе недавно. Однажды я вела девушку, которая даже понятия не имела о том, что такое цитоплазма, органоиды и клеточная стенка - чтобы вы знали, это стандартные термины которые хотя бы отдаленно обычно известны всем! Вот насколько не готовым к сдаче экзамена иногда может быть школьник.
Кроме того, некоторые аспекты биологии могут недостаточно подробно разбираться школьным учителем. Иногда преподаватели, которые не ориентированы на то, что все ученики в их классе будут сдавать ЕГЭ, лишь вскользь касаются важнейших для сдачи ЕГЭ тем: эволюция, значение научных открытий и имена их открывателей, экология, генетика, энергетический и пластический обмен, названия многих организмов - это те темы, в которых чаще всего "западают" школьники, обращающиеся ко мне за помощью. А все потому что в школе их разбирают не достаточно подробно. Когда я училась в школе, на изучение пластического обмена у нас было отведено 20 минут урока - и все, плавите сосиски, как говорится - дальше разбирайтесь сами!
Школа не ориентирована на повторение и систематизацию уже изученных знаний - и это проблема. Большая часть изученной информации выветривается из головы ученика сразу как только он выходит за порог образовательного учреждения. И это заставляет задуматься о целесообразности посещения школы во время подготовки к ЕГЭ в принципе - если в школе нельзя получить качественные знания и навыки, зачем вообще тратить на нее время, если можно готовиться к ЕГЭ дома? Эта мысль является камнем преткновения для некоторых учеников и их учителей. Другие школьники и вовсе начинают нарешивать тесты прямо на уроках в школе, что баллов к авторитету школы при подготовке к ЕГЭ не добавляет.
Иногда и сама школа может "забивать" на некоторые предметы - не всегда в силу халатности преподавателей, но в силу различных обстоятельств. Часто случается так, что преподавателей не хватает - и идет биология у 11 "А" всего лишь полгода, вместо положенного года. Так же на подготовке к экзаменам негативно сказывается и то, что отсутствующих учителей заменяют приходящими преподавателями, которые не всегда горят желанием действительно научить чему-то детей. Иногда бывает, что отсутствующего учителя заменяют преподаватели, чья специализация вести совершенно другие предметы, что еще хуже!
В конечном итоге все сводится к тому, что 90% систематизированных знаний по предмету школьник приобретает именно во время дополнительной подготовки к экзамену - самостоятельной или с помощью курсов/репетиторов. Проблема ли это российского образования в целом или отдельных школ в частности - решать не берусь, но факт остается фактом. Не беря никаких дополнительных часов занятий вне школы, ни один выпускник не сможет сдать основанный на школьной программе экзамен.