Почему древняя философия очень важна для современной жизни.
Когда обычный человек слышит слово «философия», он закатывает от скуки глаза. Погружение в философию - это последнее, чего хочет человек, не говоря уж о том, что это последнее, что ему вообще нужно.
Но такое отношение к философии, как вы уже знаете, поверхностно и невежественно.
Философия - это не про «разглагольствовать» или «поучать» и даже не про «читать тяжёлые по объёму и пониманию книги». Фактически, это то, что люди действия используют и использовали на протяжении всей истории для решения своих проблем и достижения своих величайших побед. Не в классе, а на поле боя, с трибуны или в суде.
По словам Торо, «быть философом - это не только тонко мыслить или даже основать школу… это значит решать некоторые жизненные проблемы не только теоретически, но и практически».
Такие философские заметки делали (а затем и практиковали) рабы, поэты, императоры, политики и солдаты, а также простые люди, которые таким образом старались решить проблемы свои и проблемы своих друзей, семьи и потомков на протяжении тысячелетий. Эта мудрость, хранимая в тех философских размышлениях, доступна и для нас.
И лучшей из них является Стоицизм, который на протяжении долгого времени считался наиболее практичной философией.
Краткая справка об этой частной школе Эллинистической философии. Стоицизм был основан в Афинах Зеноном Китийским в начале 3-го века до н.э.. Наиболее известны в наше время такие представители Древней Стои, как Эпиктет, Катон, Сенека и Марк Аврелий. Эта философия утверждает, что добродетель (например, мудрость) - это счастье, а суждение должно основываться на поведении, а не на словах. Полагаться можно только на самих себя и свои реакции, а не на то, что мы не можем контролировать в силу полной зависимости от внешних факторов.
В основе всего мышления лежит очень простая, хотя и не легкая практика: заставьте преграды, возникающие на вашем пути, работать на вас, контролируйте то, что вы можете контролировать, и принимайте то, что изменить вы не в силах.
По словам Эпиктета: «В жизни наша главная задача состоит в том, чтобы разделять вещи на две категории: внешние, которые мы не можем контролировать, и наши решения, которые мы принимаем относительно внешних вещей, и которые можем контролировать. Где мы обретаем добро или зло? В самих себе, в своих решениях.»
Удивительно, но нам вообще доступны эти идеи, несмотря на то, что многие из величайших стоиков никогда ничего не записывали для публикации. Катон определенно не вёл записей. Марк Аврелий никогда не хотел, чтобы его размышления быличем-то иным, кроме личного. Письма Сенеки были именно письмами, а мысли Эпиктета дошли до нас благодаря его студенту, делающему заметки.
И именно в их жизненной позиции и в их действиях мы видим настоящую философию.
Потому что помимо общего изучения философии, стоики были людьми действия - и я не думаю, что это совпадение. Марк Аврелий был императором самой могущественной империи в истории мира. Катон, нравственный пример для многих философов, доблестно защищал Римскую республику до последних своих дней и встретил свою гибель с мужеством. Даже Эпиктет, будучи преподавателем, не имел благодаря своей должности «тёплого места», он был бывшим рабом и остался непритязательным в быту на протяжении всей своей жизни.
И ничего удивительного тут нет...
Современный философ и писатель Нассим Николас Талеб определяет стоика как человека, который «превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Используя это определение в качестве модели, мы видим, что на протяжении веков стоицизм был общей связующей нитью между некоторыми великими историческими лидерами. Стоицизм практиковали короли, президенты, художники, писатели и предприниматели. Как исторические деятели, так и современники «исповедуют» стоицизм как образ жизни.
Яркие представители стоицизма:
Король Пруссии, Фридрих Великий, по словам его приближённых, возил в своих седельных сумках произведения стоиков, потому что они могли, по его мнению, «поддержать вас в беде». Между тем, Монтень, политик и эссеист, приказал вырезать изречение Эпиктета на балке в своем кабинете, где он проводил большую часть времени. Отцы-основатели были также вдохновлены этой философией. В семнадцатилетнем возрасте Джорджа Вашингтона познакомили со стоицизмом его соседи, много позже, переломной зимой 1777 года, в лагере Вэлли-Форджпо по его приказу штабными офицерами была разыграна пьеса о Катоне, чтобы поднять боевой дух солдат. Копия рукописей Сенеки лежала на тумбочке рядом с кроватью умирающего Томаса Джефферсона.
Труды экономиста Адама Смита о взаимосвязанности мира - капитализме - появились под значительным влиянием стоицизма, изучаемого Смитом ещё в школьные годы благодаря учителю, который перевел работы Марка Аврелия. Философ и политический деятель Джон Стюарт Милль написал о Марке Аврелии и стоицизме в своем знаменитом трактате «О свободе», назвав его «высочайшим этическим продуктом древнего разума». Томас Вентворт Хиггинсон был ярым сторонником отмены рабства и героем гражданской войны, который руководил первым «чёрным» полком в союзной армии и был наставником Эмили Дикинсон. Он также был одним из первых переводчиков Эпиктета.
И тех, на кого оказали влияние стоики, очень много ...
Эжен Делакруа, прославленный французский художник-романтик (наиболее известный благодаря своей картине «Свобода, ведущая народ»), был горячим стоиком, называя эту философию «своей утешительной религией».
Туссен Лувертюр, бывший раб, бросивший вызов императору, руководивший гаитянской революцией, читал и находился под сильным влиянием произведений Эпиктета.
Теодор Рузвельт после своего президентства провел восемь месяцев, исследуя неизвестные джунгли Амазонки (и чуть не умер во время этой экспедиции), и в числе восьми книг, которые он взял с собой в путешествие, были «Размышления» Марка Аврелия и «Энхиридион» Эпиктета. Прекрасным подтверждением сдержанности и самоконтроля, присущим философии, стали слова Теодора: «Человеку нужна не отвага, а контроль над нервами и хладнокровие. Только постоянно практикуясь, можно достичь самообладания». Точно так же он заявлял о необходимости действий, что отстаивали в своих суждениях и стоики, когда говорил: «Мы все должны изнашиваться или ржаветь, каждый из нас. Мой выбор - износиться».
Сегодняшние лидеры ничем не отличаются, многие черпают вдохновение в древних текстах. Билл Клинтон перечитывает Марка Аврелия каждый год, в то время как Вэнь Цзябао, бывший премьер-министр Китая, утверждает, что «Размышления» - одна из двух книг, с которыми он путешествует, он перечитывал её более ста раз за свою жизнь. Джеймс Маттис, нынешний министр обороны, носил с собой «Размышления» Марка Аврелия во время развертывания. Тим Феррисс – не только автор бестселлеров, ведущий подкастов и инвестор, но и один из самых известных и сильных современных сторонников стоицизма.
Видите ли, стоицизм, как и философия в целом, не являются областью деятельности праздных профессоров. Такие практики – это помощь успешным, помощь людям действия. Как сказал Торо: «Быть философом - это не только тонко мыслить или даже основать школу… это значит решать некоторые жизненные проблемы не только теоретически, но и практически».
Мантия принадлежит нам, чтобы забрать ее и нести дальше.
Продолжение через пару дней. Весь курс введения в стоицизм состоит из 7 глав.