Найти тему

Юлия Горина: «Планета FREEков. Зарождение» (1-я книга цикла). Рецензия

Киберпанк-боевик с примесью криминально-политического триллера.
Киберпанк-боевик с примесью криминально-политического триллера.

Пожалуй, одно из основных достоинств этой книги – это динамика повествования, драйв и экшн. Хорошо закрученная интрига, динамичный сюжет; с персонажами всё время что-то происходит, события следуют одно за другим, не давая опомниться ни героям, ни читателю. Состязания экстремалов – эйр-трейсеров, драки, погони, перестрелки, заказные убийства, противостояние различных неформальных и откровенно криминальных группировок и религиозных сект, политические интриги, насыщенная жизнь в виртуальной реальности, хакерские взломы, путешествия «в реале» по городской канализации – и по мрачным закоулкам нелегальной сети даркнет... В общем, действия более чем хватает, что весьма способствует увлекательному чтению.
Весьма неплохо проработан и выписан «мир победившего киберпанка» – не слишком далёкое, но и не завтрашнее будущее, где реальность и виртуальность уже почти срослись, глубоко проникнув друг в друга. Реалии мира будущего, техника и различные гаджеты, виртуальная реальность, терминология, сленг, различные субкультуры – всё это подано достаточно интересно и вполне достоверно. Недоверия и диссонанса при чтении не возникает.
В целом же книга получилась жёсткая, отчасти даже жестокая: с кровью, грязью, матом, предательствами и убийствами; с жёстким противостоянием как отдельных людей и группировок – так и цифрового и искусственного интеллектов (просьба их не путать!) и разных концепций дальнейшего развития общества.
Язык книги – суховатый, по большей части описательный и, если можно так выразиться, «функциональный»; образы и метафоры почти отсутствуют. Но временами автор словно вдруг о них вспоминает (причем иногда в самые неожиданные моменты) – и страница-другая текста вдруг расцветают вполне образным и живым стилем, раскрашивая происходящее эмоциями и образами. Но очень быстро текст возвращается на круги своя, к прежней сухости и описательности. Нет, эмоции и переживания героев, обуревающие их чувства, трагизм происходящего и многое другое присутствует и в этих суховатых описаниях происходящего – но всё это именно что описывается, читателю об этом просто рассказывается – а не подаётся через художественные образы. Из-за этого эмоциональный накал и сопереживание героям заметно снижаются. Никто не предлагает «рвать страсти в клочья» – но бо̀льшая образность на протяжении всего текста, особенно в наиболее драматичных эпизодах, думается, пошла бы книге только на пользу. И добро бы автор этого не умела – умеет ведь! Это хорошо видно по тем нечастым образно-эмоциональным всплескам, что присутствуют в книге. Почему же тогда автор почти не пользуется этим своим умением?
В итоге увлекательность «Планеты FREEков» строится почти исключительно на динамике и интриге, но для по-настоящему хорошей книги этого маловато. Стоит ненадолго отвлечься от чтения, остановиться и подумать – и уже с некоторым трудом вспоминаешь перипетии только что прочитанного. А всё потому, что сухая информация, несмотря на весь драйв и интригу, неспособна вызвать долгий эмоциональный отклик. В момент прочтения отклик ещё есть, но стоит отвлечься от книги, как он быстро затухает. Это происходит потому, что в книге почти отсутствуют глубоко впечатывающиеся в память яркие художественные образы. Те немногие образы, что в книге присутствуют – работают. Но их слишком мало, и разбросаны они зачастую не в самых ключевых и важных моментах.
Думается, автору стоило бы поработать над образностью текста – но, разумеется, не в ущерб динамике, которая в книге хороша. Впрочем, «раскрасить» текст художественными образами, сделать его более ярким, запоминающимся и эмоциональным, существенно усилив сопереживание читателя – вполне возможно без увеличения объёма книги. Зачастую один короткий, но ёмкий и яркий образ говорит читателю о ситуации, героях и их переживаниях куда больше, чем самое подробное, но сухое описание.
Но в книге всё же есть кое-что сверх драйва, «боевикового» сюжета, интриги и интересных декораций «победившего киберпанка».
Здесь весьма неплохо подана концепция равновесия между хаосом и порядком в обществе. Хаос, необходимый для развития, и порядок, необходимый для поддержания стабильности и жизнеспособности общества. Перекос в сторону порядка ведёт к тоталитарной диктатуре, удушению любых свобод, подавлению инакомыслящих и просто «не таких как все», оболваниванию и стагнации. Перекос же в сторону хаоса ведёт к анархии и крови, большей или меньшей – но к крови ни в чём не повинных людей. И только умелое балансирование между этими двумя началами может позволить обществу нормально развиваться, не впадая в крайности. Казалось бы, банальность? Но когда у обоих начал появляются конкретные олицетворения и выразители – причём не только в человеческой реальности, но и в реальности виртуальной, где разворачивается противостояние цифрового и искусственного интеллектов; когда обе эти реальности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы – тогда противостояние порядка и хаоса принимает совсем не банальные формы, и от исхода этого противостояния, от того, кто на чью сторону встанет, зависит уже конкретное выживание тысяч людей, города, а то и страны или даже всего мира в целом.
Герои.
Главный герой книги, Рэм, он же Кош, весьма неоднозначная личность – и это хорошо. По ходу действия он претерпевает целый ряд как внешних, так и, главное, внутренних метаморфоз, и существенно меняется к концу книги. На протяжении книги происходит весьма существенное развитие Рэма – и это, опять же, книге в плюс. Достаточно любопытна и его «неудавшаяся любовь» Лиза – девушка хоть и вполне симпатичная, но при этом изрядно «гламурная», несколько экзальтированная и, скажем честно, не слишком умная и толком не знающая жизни. Тем не менее, ближе к финалу Лиза находит в себе силы совершить настоящий поступок, чем фактически спасает Рэму жизнь. Так что она тоже меняется.
Остальные герои, правда, вышли несколько более схематичными. Наполовину комический персонаж – друг Рэма «кактус» Олег, проводящий бо̀льшую часть жизни в виртуальной реальности и не покидающий своей квартиры. Пожилой «честный полицейский» Гиленсон, переживающий за свою ущербную дочь; его бывшая жена, типичная стерва и «синий чулок», готовая пожертвовать кем и чем угодно ради своего научного проекта; образцовый «злодей без страха и упрёка» Тим...
Кстати, совершенно непонятно, зачем в конце нужно было «раскрывать» Тима, как айр-трейсера Скифа? С его профессией, родом занятий и мировоззрением, а также несомненной большой занятостью на официальной и неофициальной службе, Тим вряд ли бы имел склонность, а главное, возможность в свободное время гасать по крышкам в компании безбашенных неформалов. А даже если бы имел, выяснение, что Тим и Скиф – одно и то же лицо никак не влияет ни на развитие сюжета или идеи книги, ни на раскрытие образов героев – да вообще ни на что. Так, рояль из кустов, причём ни на что не влияющий. Так зачем, спрашивается?
Да и реплика Тима во время драки с Рэмом: «– Ёбаный читер!» – совершенно не подходит убийце-Тиму, и к тому же из-за своей ироничности, едва ли не комичности, заметно снижает драматический накал ситуации. Хладнокровный убийца и офицер спецназа Тим такого бы точно не сказал. Уж ему-то не понаслышке известно, что когда дерёшься за свою жизнь – все средства хороши. «Война – не Олимпийские игры!» (с) Роджер Желязны.
Кстати, мата в книге могло бы быть и поменьше. Местами он более чем уместен – в устах соответствующих персонажей и в соответствующих ситуациях. Но временами употребляется «для связи слов в предложении» (с) – там, где без него вполне можно было обойтись.
А вот финал книги оставил ощущение неудовлетворённости. Нет, не желание скорее прочесть, что там будет дальше – благо автор уже пишет вторую книгу «Планеты FREEков». Именно неудовлетворённость. Такое впечатление, что финал книги подвесили и отчасти скомкали, лишь бы только поскорее вывести на не произнесенную, но отчётливо повисшую в воздухе фразу «Продолжение следует».
К тому же некоторые эпизоды в финале выглядят излишне мелодраматично. Нет, по содержанию финал выстроен достаточно хорошо: Рэм принимает непростое решение, переходит «на светлую сторону Силы», отказавшись убивать девочку, над которой проводили эксперименты, чем подвергает себя смертельной опасности... Но поданы этот и пара последующих эпизодов как-то уж слишком душещипательно и мелодраматично, так что возникает серьёзный диссонанс с предыдущим весьма жёстким повествованием. Диссонанс, стоит повториться, не по происходящим событиям, а по манере их подачи. То есть, сами события финала в канву книги вполне вписываются, но вот средства художественной выразительности для их подачи выбраны не очень подходящие. Всё то же самое – и события, и переживания героя, и его решение, все те же живые человеческие чувства – можно было подать не столь сентиментально. Да, сентиментально, несмотря на мат.
Ну и напоследок – несколько мелких замечаний. В целом текст книги достаточно чистый, читается легко, мелкого мусора, который мог бы раздражать при чтении – опечаток и неудачных оборотов – совсем немного. Бо̀льшая их часть сосредоточена в последней трети книги – похоже, начало и середину автор вычитала более тщательно, чем последнюю треть текста, где несколько чаще попадаются банальные опечатки, повторы одинаковых или однокоренных слов или неудачно построенные фразы. Думается, ещё, как минимум, одна редактура-корректура книге не помешала бы.
Вот несколько примеров:
Фразы-аналоги знаменитого «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»:
«Оказавшись внутри, у Рэма по коже прошел неприятный холодок.»
«Но зная, насколько Анна придирчива в вопросах нижнего белья, Лизе стало любопытно, что же там за коллекция такая.»
Повторы:
«Из динамиков грянула динамичная танцевальная музыка […]»
«Они были на легких байках, которые легко могли маневрировать даже по узким тротуарам […]»
А ещё вместо слова «подхватился» автор несколько раз использует слово «прохватился». Неплохо бы исправить.
Это примеры того, что бросилось в глаза. Думается, при более тщательной вычитке в тексте ещё найдётся подобное – но, скорее всего, не слишком много. Повторюсь: несмотря на отмеченные огрехи, текст книги в целом достаточно чистый.
Резюме:
В целом, прочёл книгу с интересом и почти на одном дыхании. Но вот буду ли читать продолжение? Возможно. Но далеко не факт.

Книга выложена автором в свободный бесплатный доступ на Author.Today: https://author.today/work/41905