Цитата из книги "Искусство революцией призванное: Великая Октябрьская социалистическая революция и искусство стран Восточной Европы" (Б. Ростоцкий):
Колоссальную популярность в Германии и далеко за ее пределами завоевали лучшие песни Ганса Эйслера, ставшие общепринятой классикой социалистического искусства. Именно в них была, наконец, достигнута та степень революционной новизны, которой не смогли достичь многие безымянные авторы народных песен 1918-1923 гг. Произведения Эйслера – при всей их внешней простоте и доступности – заключают в себе такой гигантский заряд энергии, волевой устремленности, какой не было и не могло быть в пролетарской песне предыдущих эпох. Едва ли не впервые в истории создателем массовой песни оказался выдающийся профессиональный композитор, обладающий ярким талантом и зрелым мастерством.
Среди десятков и сотен песен, исполнявшихся в программах агитпропбригад, мы находим несколько эйслеровских шедевров, включая такие значительные, как «Коминтерн» и «Красный Веддинг». Это те высшие образцы германского пролетарского искусства, которые ознаменовали рождение нового стиля и вызвали множество подражаний в песенном творчестве последующих лет.
Песня «Коминтерн» была сочинена Эйслером для очередной программы «Красного рупора», посвященной 10-летию Коммунистического Интернационала. Текст принадлежал участнику ансамбля Францу Янке и режиссеру Максиму Валлентину. В марте 1929 г. состоялось первое исполнение песни в одном из залов Берлина. Содержание стихов захватывает властной повелительностью приказа, обращенного к миллионам рабочих: «Бросайте свои станки, выходите на улицы штурмовать старый мир!» Текст песни напоминает о недавних классовых битвах, о тюрьмах и белом терроре, о гибели товарищей, отдавших жизнь за свободу. Их взоры обращены к Советской России, первой стране победившего социализма: «На штурм, солдаты революции, наш лозунг – Советский Союз!» Драматизм стихов определил и впечатляющую эмоциональность музыки, звучащей как набат, как взволнованная речь оратора. Здесь все необычайно лапидарно, до осязаемости выпукло, сведено к ясным плакатным линиям. Это касается прежде всего инструментального вступления - громогласного, яростно тревожного; перекличка чистых трезвучий и резко акцентированных басовых октав звучит подобно мерным ударам колокола. Великолепна и основная мелодия песни – с постепенным упорным восхождением затактовых интонаций, с энергичными, словно обрубленными хореическими концовками фраз, с мощными повторениями ритмически острых пунктирных оборотов (в припеве); темная до диез минорная окраска и жесткая, тяжело отстукиваемая мерность остинатных басов усиливают драматический характер напева. Любопытна дальнейшая судьба «Коминтерна», обретшего вторую очень активную жизнь в Советском Союзе, с русским текстом Ильи Френкеля («Заводы, вставайте, шеренги смыкайте»). В ноябре 1930 г. в дни своего первого пребывания в Москве, Эйслер с громадным успехом исполнил новую песню на квартире у композитора Н. К. Чемберджи, в присутствии группы молодых участников РАПМ. Вскоре русский вариант песни был впервые напечатан в журнале «За пролетарскую музыку» (№ 1 за 1931 г.). С тех пор эйслеровская мелодия быстро распространилась по всему СССР, став одной из популярнейших массовых песен 1930-х гг. Из сообщений в печати мы узнаем о том, что большая группа советских рабочих-ударников, выехавшая в путешествие вокруг Европы на теплоходе «Украина», с энтузиазмом пела «Коминтерн» перед пролетарскими аудиториями портовых городов. «Ваши песни звучали в рабочих кварталах Гамбурга, в доме отдыха кооператива “Royal arsenal”... По прибытии в порт и при отплытии всякий раз звучали ваши песни, воодушевляя рабочих Гамбурга, Лондона, Генуи, Стамбула» –писали авторы письма адресованного Гансу Эйслеру и нескольким советским композиторам. По сообщению И.Френкеля, рабочие Гамбурга, впервые услышавшие «Коминтерн» из уст советских товарищей, пытались вновь перевести его текст с русского на немецкий.
Заводы, вставайте!
Слова Ильи Френкеля
Музыка Ханса Эйслера
Заводы, вставайте! Шеренги смыкайте!
На битву шагайте, шагайте, шагайте!
Проверьте прицел, заряжайте ружье!
На бой пролетарий за дело свое!
На бой пролетарий за дело свое!
Товарищи в тюрьмах, в застенках холодных
Вы с нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах
Не страшен нам белый фашистский террор,
Все страны охватит восстанья костёр!
Все страны охватит восстанья костёр!
На зов коммунистов стальными рядами
Под знамя советов, под красное знамя!
Мы красного фронта отряд боевой,
И мы не отступим с пути своего!
И мы не отступим с пути своего!
Огонь ленинизма наш путь освещает
На штурм капитала весь мир поднимает.
Два класса столкнулись в последнем бою
Товарищ, борись за свободу свою!
Товарищ, борись за свободу свою!
Заводы, вставайте! Шеренги смыкайте!
На битву шагайте, шагайте, шагайте!
Проверьте прицел, заряжайте ружье!
На бой пролетарий за дело свое!
На бой пролетарий за дело свое!
Kominternlied
Verlasst die Maschinen! heraus, ihr Proleten!
Marschieren, marschieren! Zum Sturm angetreten!
Die Fahnen entrollt! Die Gewehre gefällt!
Zum Sturmschritt! Marsch, marsch! Wir erobern die Welt!
Wir erobern die Welt! Wir erobern die Welt!
Wir haben die Besten zu Grabe getragen,
Zerfetzt und zerschossen und blutig geschlagen.
Von Mördern umstellt und ins Zuchthaus gesteckt,
Uns hat nicht das Wüten der Weßen geschreckt!
Die neuen Kämpfer, heran, ihr Genossen!
Die Fäuste geballt und die Reihen geschlossen.
Marschieren, marschieren! Zum neuen Gefecht!
Wir stehen als Sturmtrupp für kommendes Recht!
In Russland, da siegten die Arbeiterwaffen!
Sie haben's geschafft — und wir werden es schaffen!
Herbei, ihr Soldaten der Revolution!
Zum Sturm! Die Parole heißt: Sowjetunion!
Zum Sturm! Die Parole: Welt-Sowjetunion!