Будете смеяться, но ни я, ни жена моя, дожив до сорока примерно лет, ни разу в жизни не собирали опят. Все остальное — неоднократно, но с опятами никак не складывалось. Довольствовались тем, что родня подкидывала.
Но как-то в 2017 году (если правильно помню) по городу пошли настойчивые слухи о нехилом урожае этих грибов. Решили попробовать. Прошерстили всякие гугл- и яндекс-картинки, чтоб понять, как они в природе выглядят, да и поехали в лес.
Сначала бродили безрезультатно, но в конце-концов забрели в нужный сектор тайги, и... В общем, сдуру нахапали этих опят несколько тазов. Ну и все дальнейшие прелести — обработка, обработка и обработка, понаделали икры, поназаморозили, а все остальное засушили, ибо сил уже не было ни моральных, ни физических.
Этот запас только недавно закончился. И сами ели, и окружающих снабжали.
В сентябре 2019 решили пополнить умирающий запас, но, помня свои упражнения с тазиками, решили набрать чуть-чуть, только лишь для сушки.
Природа помогла с этим — год не очень урожайным на грибы выдался, поэтому, исходив знакомые сектора тайги (тут навигатор Garmin сгодился, да — треки наших прошлых похождений сохранились), набрали два скромненьких пакета.
Приехав домой, сходили на пустырь за домом, и там я срезал четыре ивовых прута.
У меня была как-то мысль сделать долгоиграющую рамку из реек для этих задач, но, представив как она бо́льшую часть времени будет пылиться на балконе, отказался от этой затеи.
Итак, палки есть, начал мастерить одноразовую рамку. Сначала выложил из веток квадрат на полу.
Это для того, чтобы понять, хватит ли имеющегося куска старой простыни на этот размер. Марли дома не оказалось, поэтому в ход пошла простынь. На безрыбье и рак рыба. Примерка. Вроде, все нормально.
Далее обычным скотчем скрепил ветки.
Кстати, в 2017 году я чересчур извратился и вовсю использовал гвозди, но в этот раз процесс был оптимизирован. Подвернув края простыни, достал нитки (цвет неважен) и приготовился все это хозяйство пришить к веткам.
Процесс прошел достаточно быстро. Стежки большие, красоты тут наводить совершенно не нужно. Пальцы только исколол, но это издержки.
Домашняя кошка Муська вовсю интересовалась процессом. Ну, на то она и кошка.
Когда ткань была пришита, установил всю конструкцию с одной стороны на швейную машинку, а с другой — на детский ящик с игрушками, на который в свою очередь поставил два чемоданчика жены с какой-то косметикой. По высоте — аккурат чтоб калорифер под рамку влез. Тут отмечу, что свисающие с палок края ткани работают как ловушка для теплого воздуха от калорифера, позволяя лучше прогреваться грибной массе.
Грибы не промывали — просто чистили руками от лесного мусора и тут же шинковали ножницами на ткань.
Когда все грибы были изрезаны (бракованные, конечно же, ушли в помойку), под рамку поставили калорифер и включили на подогрев. Мощность не шибко большая — торопиться-то некуда. Это было примерно в десять вечера 15 сентября 2019.
Через пару дней, 17 сентября, грибы уже подсохли (получается, они грелись только вечером-ночью — все остальное время, пока мы были на работе, установка работала только от солнечных лучей, проникавших иногда сквозь окно).
Домашняя кошка Муська вовсю контролировала процесс. Благо, ничего не порушила — она умеет иногда.
20 сентября опята уже хорошо подсохли, заметно сократившись в объеме.
А значит, пора было их фасовать в имеющиеся мешочки и убирать в кухонное хранилище. Палки с тряпкой были выкинуты, так как планов по сбору грибов больше не было. А так, можно было бы оставить для следующей партии.
Этого запаса смело хватит на год точно, а то и больше — зато как опятки хороши в супах, тушеньях, жарехе! Бросил горсть и всех делов — грибной аромат блюду обеспечен. Когда будут заканчиваться, глядишь, новый урожай в лесу подоспеет, и запас будет пополнен. И неважно, опята это будут, или что другое — так можно и белые грибы, и подосиновики-подберезовики, и моховики сушить. Проверено.