Найти тему
Сергей Печник

Нескромная француженка, которой уже более 100 лет.

Оглавление

Более 100 лет назад эту дивную печь сваяли французские или бельгийские мастера на заводе "Sougland Aisne".

Название этой печи «Gaulois» содержит в себе игру смыслов.

Слово это переводится как «галл, житель галлии».

Или, если понимать слово как прилагательное, «шутливый, вольный, нескромный».

"Gaulois"
"Gaulois"

Действительно эту печь сложно назвать скромницей.

Несмотря на небольшой размер корпуса печи, здесь хватило места для богатых и изящных решений.

При первом взгляде сразу бросаются в глаза светлые эмалевые вставки с изображениями птиц.

Эти изображения нарисованы жаростойкими красителями.

Жаростойкими!!!! Птицы, пальмы, вода.

Я в шоке.

Эмалевая пластина печи "Gaulois"
Эмалевая пластина печи "Gaulois"

Эмалевая вставка закреплена на печи литой из чугуна изящной рамкой.

Такие вставки на трёх сторонах этой печи.

Рисунок немного различается, но сюжет одинаков.

Зная современные печи и технологии можно лишь догадываться о сложности задачи для мастеров работавших над созданием этого произведения более 100 лет назад.

При всём прогрессе, доступности материалов и технологий сегодня я не видел ни одной современной чугунной печи с подобными решениями.

Возможно я знаю не все печи, но всё равно повидал я их, по долгу службы, немало.

Если кто то видел современную печь с применением подобных декоров поделитесь инфой, буду признателен.

Дверца этой печи так же представляет большой интерес.

Современного человека стёклышком в дверке печи не удивить.

Но в 19-м веке ещё не умели производить жаростойкого стекла.

В печи вставляли прозрачные слюдяные пластины.

Слюдяные пластины в дверце печи "Gaulois"
Слюдяные пластины в дверце печи "Gaulois"

Обычно это были небольшие пластины.

У этой печи на дверце довольно большое окошко в центре.

На других печах в этой экспозиции, окошки значительно меньше.

Из этого можно предположить, что сделать большую пластину не так то просто.

На верхней крышке печи отлито изображение петуха и надпись "Gaulois"

"Gaulois"
"Gaulois"

Галлами древние римляне называли кельтов, населявших Галлию — территорию современной Франции, Бельгии и Северной Италии.

Латинское слово «gallus» означает не только «галл», но и «петух».

Французский учёный Адольф Блок разъяснил, что римляне дали название "Галлы" кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки.

Парадности и яркости образу даёт и позолоченная ручка на верхней крышке.

Этот позолоченный набалдашник здесь не с проста.

На самом деле это ручка одной из частей крышки закрывающей конфорку варочной поверхности.

Вся крышка состоит из нескольких частей к которым относится и пластина с изображением петуха.

"Gaulois"
"Gaulois"

Чугунные ножки печи с изображением винограда.

Виноградная лоза присутствует в литом декоре этой печи не только на ножках.

Этот мотив встречается почти на всех внешних элементах печи.

Изображения винограда отлиты здесь как ещё один знак Гальских земель богатых виноградом и виноделием.

Работа печи.

С технической точки зрения эта 100 летняя печь не уступает современным буржуйкам.

Язык не поворачивается называть эту печь буржуйка, но по факту это именно оно.

Как и большинство современных металлических печей эта печь имеет режим длительного горения.

Сегодня режимом тления уже никого не удивишь, но в конце 19 века это было почти чудо.

На герметичной зольной дверце установлен шибер регулировки подачи воздуха.

Зольная дверца печи "Gaulois"
Зольная дверца печи "Gaulois"

Режим тления предполагает минимальную подачу воздуха в зону горения поэтому нельзя открыть дверцу и пошевелить дрова.

Из за этого в этой печи сделан подвижный колосник.

Для шевеления колосника нужно потянуть тягу расположенную справа под дверцей топки.

Самое впечатляющее, для меня в этих печах, их эмалевый окрас.

Все внешние чугунные пластины этой печи эмалированы голубовато серым цветом.

Возможно фото не очень передаёт оттенка, но поверьте, цвет действительно благородный.

Серый, с лёгким голубоватым оттенком, становящийся почти синим в тени.

И здесь и в предыдущем посте про другую печь из этого музея я заявляю о том что сегодня такие эмали не делают.

Предположу, что всё это очень дорогие технологии для современного мира.

Это лишь одна из печей представленных в экспозиции в музее "Дворец Меньшикова" в Санкт Петербурге.Если вам интересна эта тема вы можете почитать другие печи из этой экспозиции.

Кому это интересно ставьте + в комментарии.Так я смогу понять, стоит ли занимать этим ваше внимание.

__________________________________________________________________________________________

Спасибо за поддержку и интерес к каналу и печам.

Подписывайтесь, будет интересно.

Но если вы живёте в Санкт Петербурге лучше сходите в музей сами и посмотрите на эти удивительные старинные печи своими глазами.