“В самом слове “остров” есть какая-то магическая притягательная сила, потому что остров — это самостоятельный мир”, — эти слова королевы детектива Агаты Кристи как нельзя лучше описывают то ощущение, которое испытываешь, когда попадаешь в заповедный уголок Слонимщины (Беларусь), хранящий тайны не только простых людей, но даже великих князей, — деревню Острово Мижевичского сельсовета.
ОСТРОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
В древние времена островом славяне называли сухое место, как на реке, так и среди болот. Когда-то деревня Острово находилась на кратчайшем пути между реками Тростянкой и Гривдой, связывая воедино бассейн Зельвянки и Щары. Местные жители жили на острове среди болот и затапливаемых реками полей. Название «Острово» было довольно распространенным. Отметим, что в начале ХХ века в Слонимском уезде было 7 поселений с названием Остров-Острово-Островок.
ОСТРОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Уже много лет краеведы и историки безуспешно ищут местонахождение летописного “Острова”, где в 1392 году было заключено известное “Островское соглашение” — договор между польским королем Ягайло и князем Витовтом. Кто-то из ученых, как исследователь Виктор Чаропко, отождествляет летописный «Остров» с Островцом (теперь Островецкий р-н), другие, как историк Леонид Лавреш считает, что это место находилось на территории Лидского района. Вопрос идентификации «Острова» детально изучал старший научный сотрудник Лидского музея – Валерий Сливкин. Историк перебрал все возможные варианты в Лидском и Щучинском районах, но ни один из них его не удовлетворил.
Кроме этого, существует мнение, что «Островское соглашение» было заключено именно на Слонимщине. Историк Николай Гайдук в своей книге “Паратунак” пишет, что когда Витовт нарушил присягу Ордену и вернулся в Литву «ни в Вильню, ни в Троки его не впустили. Он со своей свитой должен был довольствоваться поселением в небольшой крепости в Острове на реке Щаре (на территории Слонимского княжества, теперь в Зельвенском районе на Гродненщине), поотдаль от важнейших политических и оборонительных центров Великого княжества».
Мы пойдем еще дальше и представим доводы, что важные события, закончившиеся соглашением могли произойти в деревне Острово Мижевичского сельсовета.
В ГОСТИ К ПРУССАМ?
В “Хронике Литовской и Жемойцкой” написано, что Витовт ехал из Пруссии в Вильно. Где находился Остров не уточняется. Значит место встречи могло находиться не в пограничье, а в глубине ВКЛ. Из Вильни на юг шел известный Виленский тракт, который проходил через Лиду и Слоним. Если обоз Витовта двигался по тракту, то где он мог остановиться? Лида и ее предместье не могли принять путников – за несколько месяцев до описываемых событий она была разорена тевтонцами. Значит Витовт двигался дальше и нашел приют на Слонимщине.
Большое значение имеет тот факт, что Витовт ехал из Пруссии, а значит в его свите были и перебежчики-пруссы, которые стремились попасть на Слонимщину. Ведь именно здесь в 1276 году князь Тройдень поселил пруссов- иммигрантов, бежавших от Ордена. Возможно, именно к своим родственникам-пруссам спутники и везли князя Витовта.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Сейчас уже вполне доказано, что одной из «колоний» пруссов были Сынковичи (сейчас Зельвенский р-н), которые находятся всего в 21 км от Острово. На присутствие в Сынковичах пруссов указывает архитектура известной церкви оборонного типа: здание напоминает готические древнеевропейские замки. По всей видимости, изначально это была именно крепость, а позже ее перестроили в церковь.
С легкой руки слонимского историка Василия Григорьевича Супруна в сознании краеведов и общественности укоренилась мысль, что в 1382 году, после побега из тюрьмы Кревского замка, Витовт скрывался у своих сторонников в лесах под Слонимом. В знак благодарности местным жителям, которые помогали ему скрываться от преследователей, Витовт решил заложить в Сынковичах церковь. И сам с женой присутствовал на ее освящении в 1407 году.
Мы видим, что Витовт не раз бывал на Слонимщине и мог гостить в Острове и в 1392 г.
КЕМ БЫЛ ЛЕГЕНДАРНЫЙ СКВИР?
Наши догадки косвенно подтверждаются письменными источниками, свидетельствующими о том, что князь Витовт за что- то был очень благодарен жителям Острова. Кстати, в то время Острово было частью «содружества деревень» под названием «Переволока», куда входили: Переволока-Зосимовичи, Переволока-Заболотье, Переволока-Острово и Старая Переволока.
В “Привилее великого князя литовского Александра” от 2 июля 1494 г., данном «переволоцким боярам», говорится, что “великий князь Витовт допустил деду ихъ Сквиру» освобождение от всех налогов «для тогожъ что дом ихъ на дороге, коли великий князь Витовт, по дворам ездывал и в дому их стоивал, а потом отец наш король, ихъ милость отцом ихъ лист свой по томуж и в дому их стоивал, а они подънимаючи станции его...”
Таким образом, летом 1392 г. Витовт вполне мог остановиться в доме Сквира – прародителя переволокцев-островцев и именно в «слонимском» Острове подписать историческое соглашение, по которому он получал в пользование земли Трокского княжества (в которое входила и Слонимщина), а также становился Великим князем Литовским, Русским и Жемойтским, но признавал себя вассалом короля Ягайло. Напомним, что этот договор ознаменовал окончание гражданской войны в ВКЛ и имел громадное историческое значение.
Кстати, имя «Сквир» могло иметь не только славянские (Сквира-Свир), но и прусские корни (Свиртил, Свиртл).
(Продолжение следует).
Игорь ПРОКОФЬЕВ.
Подписывайтесь на мой канал "Про Слоним".