Найти тему
Домик у реки

ДИКИЙ ШТЕЙГЕР

ШАХТЁРСКАЯ БАЙКА

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Если вы заметили, люблю я общаться со стариками. Столько интересного можно услышать! Только успевай записывать. Пришлось мне как-то сидеть в компании с шахтёрами пенсионерами. Интересный, скажу я вам народ. Шутки у них правда своеобразные и характеры порой тяжёлые, но столько шахтёрских баек знают, не переслушать. Вот одну попробую вам рассказать.

Когда это было, сейчас уже никто не может точно сказать. И где это было, рассказчики тоже затрудняются указать. Даже на какой шахте, угольной или рудной, во мнениях расходятся. Но кто об этом событии рассказывал, клянутся, что это было на самом деле.

Работал на одной шахте шахтер по имени Пафнутий. Был он женат, но детей не было. Жил он с женой в шахтерском посёлке, как все, избушка его ничем особым не выделялась среди других. Но был он, по словам мужиков, как-то сам по себе и скуповат. Когда скидывались на какую нужду, помощь там кому оказать или просто компанией посидеть за бутылочкой, всегда жаловался на отсутствие денег и давал меньше всех. И жена его, Лукерья, такая же была.

Пафнутий вечно жаловался на здоровье, и мастер всегда голову ломал куда бы его поставить, чтоб работа по силам была. И мечтал он всегда об одном , как бы так жить, чтоб не работать, а денег бы всегда полный кошель был. И вот как то во время такого разговора один старый забойщик и скажи:

- Это тебе только дикий штейгер может помочь.

- Что за дикий штейгер?

И рассказал старый забойщик, что будто бы в старых выработанных штольнях ходит дикий штейгер, горный инженер, который следит за порядком в горе, охраняет шахтёров от всяких бед, и если кто его вдруг встретит, можно просить всего, чего хочешь, и исполнится. Например, мог богатую жилу указать, ну или ещё чем-нибудь наградить. Но только в том случае, если шахтер этому штейгеру понравится.

Выслушали шахтёры это, посмеялись, пошутили и разошлись. Народ это был суровый, можно сказать каждый день смерти в лицо смотрел, что им какой-то дикий штейгер. А Пафнутий задумался. И с тех пор стал он время от времени уходить в заброшенные штольни, где работы уже давно были прекращены, и подолгу там пропадать. Если его спрашивали, что он там делает, отшучивался или отмалчивался.

И однажды случилось так, что шел он по штольне, подсвечивая себе коногонкой, и проходя мимо бокового штрека услышал вдруг какое-то постукивание. Понял Пафнутий, что не один он в этом месте. Убавил огонёк в коногонке и притаился. Вот и свет из за поворота появился. Смотрит Пафнутий, идет какой-то человек, коренастый, широк в плечах, светит старинной шахтёрской лампой, и каёлкой постукивает по стенам, по крепи, как бы проверяя на прочность. А лица не видать, темновато всё таки в шахте.

Замер Пафнутий, а человек всё ближе. Хотел было Пафнутий убежать, да ноги сделались ватными, не то что бежать, а и стоять не хотят. Подходит человек уже совсем близко, и замечает шахтёра, который пошевелиться не может.

- Ну здравствуй, Пафнутий. Ты я вижу меня ищешь. Ну спрашивай, чего хотел.

Кое как разлепил Пафнутий губы:

- Доброго денёчка господин хороший. Только с чего Вы взяли будто я Вас ищу? Я ведь Вас и не знаю вовсе.

- Ну так знай теперь, я тот самый штейгер, которого люди называют диким. Так чего ты меня искал?

- Да вот говорят, что Вы можете нуждающемуся помощь оказать.

- Это ты, что ли нуждающийся? Ну и какой же ты помощи хочешь?

- Да вот здоровьем я слаб, тяжёлую работу работать не могу, жена вечно пилит, что денег мало. Так не могли бы Вы господин штейгер сделать так, чтобы мне не работать, а деньги бы не переводились?

- Ну почему ж не сделать хорошему человеку. А угости-ка ты меня табачком.

Был у Пафнутий при себе кисет с табаком. Курить в шахте строго запрещалось, но Пафнутий не курил, а нюхал табак. Протянул он кисет дикому штейгеру, тот захватил короткими толстыми пальцами щепоть табаку, набил ноздри, да как чихнет, аж эхо прокатилось по шахте.

- Хороший у тебя табак. Ну что ж, помогу я тебе, но при одном условии. Ты не должен делать никакой работы, не мыться, не бриться, не чесаться, не менять одежды и не выходить из дома. Как только ты придешь домой ложись и лежи. А в этом кисете будет всегда полно золотых монет. Но как только ты начнёшь делать хоть какую-то работу золото тут же исчезнет. Ну как? Согласен?

Пафнутий даже не раздумывал:

- Согласен!

- Ну ещё раз угости табачком и иди себе домой.

Набил штейгер опять ноздри табаком и пошел дальше по штольне, постукивая каёлкой по крепи.

- Господин штейгер!- Крикнул вслед Пафнутий.

- Чего тебе ещё?- остановился дикий штейгер.

- А в носу ковырять можно?

- В носу? В носу можно.

Со всех ног побежал Пафнутий домой. Прибежал, запыхался, рассказывает жене обо всём.

- Радуйся жена, кончилась наша нужда, заживём теперь!

Достал Пафнутий кисет и еле в руках удержал. Кисет-то полон золотых монет!

Чем кончилась эта история читайте в следующей публикации.