Найти в Дзене

Почему неприкольно читать учебники истории.

Я не люблю учить макроисторию: князь такой-то взъеб короля такого-то, а чугунолитейное литье Свазиленда превзошло все мировые масштабы и наступила промышленная революция... Чепушня для ботаников, замечали? Бессвязная цепочка фактов, почему-то обычно ограниченная Европой (да и то не всей) и Россией (как будто остальные пять шестых суши вообще появились в начале ХХ века). Так обычно пишутся учебники истории. Набор дат, сражения, куча непонятных скудоумных мужиков на троне, щепотка господствующей идеологии. Скучно! Скучно, блин! Уже в начале ХХ века многие исследователи поняли, что такое описание событий вообще нихрена не объясняет. Школьные учителя (да и отчасти университетские преподаватели) до сих пор этого не разумеют (ладно, извинимся перед учителями, они люди подневольные и бессловесные. Но так пишутся учебники!) Если Вам рассказать историю, допустим: Вася работал в отделе, потом его повысили, потом он добился того, что на работу взяли нового бухгалтера, а потом Васи впаяли троячок

Я не люблю учить макроисторию: князь такой-то взъеб короля такого-то, а чугунолитейное литье Свазиленда превзошло все мировые масштабы и наступила промышленная революция... Чепушня для ботаников, замечали? Бессвязная цепочка фактов, почему-то обычно ограниченная Европой (да и то не всей) и Россией (как будто остальные пять шестых суши вообще появились в начале ХХ века). Так обычно пишутся учебники истории. Набор дат, сражения, куча непонятных скудоумных мужиков на троне, щепотка господствующей идеологии. Скучно! Скучно, блин!

Не, ну некоторые могут
Не, ну некоторые могут

Уже в начале ХХ века многие исследователи поняли, что такое описание событий вообще нихрена не объясняет. Школьные учителя (да и отчасти университетские преподаватели) до сих пор этого не разумеют (ладно, извинимся перед учителями, они люди подневольные и бессловесные. Но так пишутся учебники!) Если Вам рассказать историю, допустим: Вася работал в отделе, потом его повысили, потом он добился того, что на работу взяли нового бухгалтера, а потом Васи впаяли троячок с конфискацией. А в офисе фикус вырос. Что-то понятно?

Непонятно!
Непонятно!

А вот если сказать, что повышение он получил вследствие того, что получил по знакомству для фирмы крупный заказ, бухгалтером взяли его сестру, благодаря дырке в законодательстве фирма смогла поставить дешевые некачественные детали и уйти от налогов, а взяли его из-за того, что произошли кадровые перестановки в прокуратуре, то история начинает обрастать хоть каким-то мясом. А фикус - это жебы был красивый опенспейс. Вася становится для нас более-менее живым человеком, а его случай можно рассмотреть как частное от всей ситуации десятилетия - видны структура законодательства, устройство карательных органов, структура частных фирм.

Запрещено изучать устройство карательных органов!
Запрещено изучать устройство карательных органов!

В прошлом столетии начали появляться новые подходы к истории. Самые знаменитые из них - это школа "Анналов" и микроистория. Школа "Анналов" называется так потому, что образовалась вокруг французского журнала "Анналы блаблабла какой-то истории" (в разные года разное в середине было написано). Талантливые авторы пытались связать политические события с коренными сдвигами в структуре производства, культуре и прочая. Под пристальным взглядом такие связи находятся на раз.

Ты, Дядя Федор, политическую историю учишь, а надо анекдоты про Хрущева читать! - как бы говорит нам Карло Гинзбург
Ты, Дядя Федор, политическую историю учишь, а надо анекдоты про Хрущева читать! - как бы говорит нам Карло Гинзбург

Микроистория - это я вообще обожаю. "Сыр и черви" Карло Гинзбурга - это история того, что творилось в голове у одного конкретного деревенского мельника, которому не повезло выучиться читать и прочитать несколько крамольных книг. А восстановлено всё это по записям допросов в инквизиции. Чем-то похожим занимаются сейчас, например, чудесные киевские ребята - в богом хранимой неньке-Украине открыли доступ ко всем архивам злобного ЧК. Огромное количество самой неожиданной информации по всем аспектам советской жизни.

Есть еще история повседневности - когда по церковным книгам, летописям, торговым записям восстанавливают, как лди жили в ту или иную эпоху. Если задуматься, мы можем узнать из учебников, как звали всех правителей крупных государств, но я, к примеру, в душе не ведаю, что в Средние Века ели (когда не было картошки и помидоров, м? Брюква одна кругом!), что пили, как ходили в туалет, как вели бизнес. Это ли не важно? Или ваши бесконечные князья?

Маргиналии из Страдающего Средневековья намекают нам, что многое скрыто от понимания
Маргиналии из Страдающего Средневековья намекают нам, что многое скрыто от понимания

Я обожаю всякие специальные истории. Например, сейчас читаю "Всемирную историю Н (есть у меня подозрение, что Яндекс занижает выдачу текстов с содержанием Н)". Целый мешок изумрудов! На переговорах по Карибскому кризису президент США был под амфетаминами, британский премьер под барбитуратами (да, тогда это было легально, модно и рекомендуемо врачами). Автор англосакс, поэтому под чем был Хрущев, не осведомлен. Стереотипы подсказывают, что хряпнул с утра водочки, но достоверно мы не знаем.

На этом фото заседания ООН очень многие под спидами, если я не ошибся с годом фотографии
На этом фото заседания ООН очень многие под спидами, если я не ошибся с годом фотографии

А еще я люблю биографии. Через жизнь одного персонажа, как через призму, видна вся эпоха, с ее нравами, возможностями и политикой. Больше всего я люблю авантюристов, а больше всего авантюристов предоставляет нам начало ХХ века. Я, пожалуй, даже серию начну с биографиями. Ждите!