Самолет Ан-225 «Мрия» – самый большой самолет в мире. Произведенный в СССР, он отошел украинскому ГП «Антонов» после распада Союза. Рассказываю, как сложилась судьба гиганта и почему он не летает.
Для перевозки «Бурана»
Самолет «Мрия» был построен в 1988 году в единственном экземпляре. Предполагалось, в частности, что он будет использоваться для перевозки космического корабля «Буран», и в качестве первой ступени для него.
На постройку «Мрии» работали предприятия по всему Союзу, 21 декабря 1988 года он впервые поднялся в небо.
Но к моменту постройки Ан-225 необходимость перевозить «Буран» отпала, так что с челноком самолет полетал всего несколько раз – доставив его на Парижский авиасалон в 1989 году и совершив несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года.
После 1991 года Ан-225 прописался на Украине, но с 1994 года перестал выполнять полеты. С него были сняты двигатели и другое оборудование. Выглядел он довольно жалко.
Самый большой самолет-грузовик в мире
К полетам самолет вернулся в 2000-е. Стало очевидно, что такой лайнер будет востребован на рынке коммерческих грузоперевозок. В 2016 году самолет слетал в Австралию с четырьмя промежуточными посадками, доставив туда 117-тонный генератор. В том же году он перевез 155-тонную электротурбину. Всего «Мрия» имеет более 250 мировых рекордов, как самый большой самолет на свете.
Только в 2019 году в США поднялся в воздух самолет, который обошел Ан-225 по некоторым параметрам – это двухфюзеляжный транспортный самолет Scaled Composites Stratolaunch Model 351. У него больше размах крыльев, чем у «Мрии» (117,3 против 88,4 м), однако по максимальной взлетной массе и грузоподъемности Ан-225 остается мировым лидером.
Встал на стоянку. Хорошо бы не на вечную
Ан-225 успешно летал по всему миру. Да, иногда с перерывами и довольно длинными, но в 2018 году он совершал по несколько рейсов в месяц, информация об этом доступна на flightradar24 по его бортовому номеру UR-82060.
А 15 сентября 2018 года самолет прилетел в Киев и в воздух больше не поднимался. Я уж было подумал, что, может, flightradar24 не регистрирует его перемещения, но на сайтах споттеров (авиационных фотографов-любителей) тоже нет фотографий этого борта после 2018 года. А уж они не пропустили бы полеты самого большого самолета в мире.
Никаких публикаций ни в российских, ни в украинских СМИ на тему того, почему не летает «Мрия», я не нашел.
Единственное упоминание «Мрии» в украинских СМИ в середине 2019 года касалось культурного скандала скандал. Группа украинских художников задумывала, чтобы «Мрия» пролетела 8 мая над Венецией в рамках Венецианской биеннале и каким-то особым образом отбросила бы тень. Это должно было создать определенный художественный эффект.
Полета не случилось, художники «наехали» на «Авиалинии Антонова» за то, что те им все сорвали. В ответ на это Елена Желязо, представитель PR-службы ГП «Антонов» написала в числе прочего такие слова:
«Мрия» более полугода на регламенте. И художники знали об этом еще в октябре прошлого года. <...> За месяц до Венецианского биеннале «Авиалинии Антонова» отказали художникам, cказав, что воздушное судно находится на технической проверке.
Видимо, с самолетом до сих пор есть какие-то сложности. Что будет с единственным самолетом дальше и когда он сможет подняться в небо, неизвестно.
Мрия №2
Непонятно также, что будет и с вторым бортом – «Антонов» несколько лет производит вторую «Мрию», но из-за недофинансирования никак не может ее закончить. Три года назад появились слухи, что Китай заинтересован в достройке самолета и будто бы даже купил соответствующие технологии, но потом из этого ничего не вышло.
На предприятии говорят, что на достройку гиганта нужно 300-400 млн долларов. Но проблема не только в том, что их нет, но и в том, что такой самолет мало кому нужен – его заказ стоит слишком дорого (от одного миллиона долларов за перелет), а грузов, которые может перевозить только он – не так-то много в мире.
Так что судьба Ан-225, скорее всего, предрешена. Хорошо, если первый и единственный борт все же будет летать. А вот второй вряд-ли когда-либо поднимется в небо.