Боюсь, что ничего хорошего. Хотя так хотелось бы указать на обнадеживающие тенденции в социально-экономической сфере, на перспективы роста производства, на возможность замирения на Донбассе… Но что-то, увы, не выходит у меня с позитивом. Нет фактуры. Так что буду писать, как есть.
Начну с внешнего фактора, поскольку после событий 2013-2014 годов и правления П.Порошенко Украина растеряла остатки суверенитета и оказалась под управлением извне.
В настоящее время наблюдается явное ослабление интереса ключевых стран Запада к Незалежной. Европейцы, которые и так играли вспомогательную роль, главным образом экономическую, сделали в отношениях с ней шаг назад, что было продемонстрировано на парижской встрече Нормандской четверки.
Видимо, им надоело вбухивать деньги в черную дыру, которой является Украина. Причем без всякой надежды не то, что на прибыли, но хотя бы на возврат вложенных средств. И при этом не иметь возможности оказывать политическое влияние. Так что тут все более или менее понятно.
Значительно более любопытный сценарий разыгрывается в американо-украинских отношениях, которые напрямую связаны с борьбой демократов в Конгрессе с республиканской администрацией и рикошетом бьют по внутриполитической ситуации в республике. До конца текущего года, а если Д.Трамп добьется переизбрания, то и дальше, на Украине будут пытаться хозяйничать две силы, имеющие во многом противоположные интересы.
Так уж повелось, что украинские политические и олигархические круги в своем подавляющем большинстве ориентируются на демократическую партию США. В их числе и Порошенко, и Ю.Тимошенко, и В.Пинчук, и Р.Ахметов и многие другие.
Не является исключением и нынешнее украинское руководство: значительная часть правительства, включая премьер-министра, администрации, т.е. по-нынешнему офиса президента, законодателей, так или иначе связаны со структурами Дж.Сороса, одного из столпов американской демпартии. А то и просто замыкаются на руководство демократической партии.
Мало того, часть американского дипломатического корпуса, включая недавно покинувшего Киев временного поверенного У.Тейлора, а как показала информация, полученная на Украине личным адвокатом Трампа Р.Джулиани, и сотрудников представительств спецслужб США, работающих в республике, либо политически и идеологически завязаны на демократов, либо просто куплены Соросом. Так что рычагов влияния в Незалежной у противников Трампа предостаточно.
Хотя и президент также имеет возможность через своих эмиссаров и членов кабинета влиять непосредственно на В.Зеленского.
Вот и получается, что, борясь друг с другом, в частности, по вопросу о коррупционной деятельности на Украине семейства Байденов, две политические силы США ослабляют друг друга. А это в целом снижает возможность Вашингтона управлять внутриполитическими процессами в Незалежной.
Следует также отметить, что и у Белого дома в борьбе за влияние на Украине есть потенциальный союзник.
Борьбу против Сороса и его местных «соросят» ведет олигарх И.Коломойский (он же Беня), продвинувший никакого политика, актера Зеленского на высший государственный пост. Кроме того, в активе у Бени, по крайней мере, в настоящее время, есть и самый влиятельный член кабинета, глава МВД А.Аваков.
Кстати, тут недавно проходила информация о возможной перетряске украинского кабмина и назначении Авакова на пост премьера. Но, похоже, глава МВД от этого отказался, наверняка не без ведома и согласия Коломойского. Поскольку, перейдя на пост главы правительства, он потеряет свой главный ресурс – силы, входящие в систему министерства, плюс нацбаты, а также ряд других националистических структур и группировок, действующих по всей Украине. А это в украинских условиях дорогого стоит.
Напомню, что избрание Зеленского, например, фактически произошло благодаря позиции всесильного министра, который не допустил махинаций с бюллетенями, вбросов, искажения данных статистики и т.д., на что рассчитывал Порошенко.
Однако возможность альянса «Трамп – Коломойский со товарищами» представляется крайне маловероятным. Не привык имперский Вашингтон договариваться, а именно это в данной ситуации было бы оптимальным для Белого дома, с какими-то местными бандитскими группировками, да еще и на их условиях.
Так что группа Коломойского получает свободу рук, которой Беня будет стараться использовать в своих интересах. В качестве первоочередной задачи олигарха наверняка будет возвращение Приватбанка со всеми его активами. В настоящее время этот процесс блокируется людьми Сороса в правительстве, которое он, как отмечалось выше, наверняка будет перетряхивать. Затем последуют другие активы, на которые положил глаз господин Коломойский.
Не исключается возможность и смены президента. В этой связи хотел бы сослаться на недавнее интервью авторитетного киевского политолога М.Погребинского, который допустил такую возможность как добровольная отставка Зеленского, причём она якобы может произойти уже через три-четыре месяца. Эту возможность украинский эксперт аргументировал степенью накала внутриполитической обстановки в стране и, видимо, подразумевая неспособность главы государства влиять на процессы, происходящие в украинской политике.
Логика в этом замечании есть, поскольку за более чем полгода своего президентства господин Зеленский даже не попытался выполнить или хотя бы начать выполнять свои предвыборные обещания.
Война на Донбассе продолжается, Порошенко на свободе и даже продолжает оставаться одним из ведущих украинских политиков, коммунальные тарифы продолжают расти и т.д.
Вместо этого, вопреки протестам населения в первом чтении принят закон о продаже земель сельскохозяйственного назначения. В правительстве на полном серьезе обсуждается возможность легализации проституции и легких наркотиков. Это якобы должно способствовать привлечению на Украину иностранных туристов.
Так что чистка высших эшелонов власти выглядит обосновано. Что касается кандидатуры возможного преемника, то не следует забывать, что в ходе прошлогодней избирательной кампании Коломойский финансировал двух кандидатов Зеленского и Ю.Тимошенко. Хотя эта железная леди украинской политики и является в настоящее время сторонницей демпартии США, а её ментором в свое время была М.Олбрайт, бывший постпред при ООН, а затем госсекретарь в администрации демократа Б.Клинтона, сменить политический окрас для украинского политика святое дело. Хотя, допускаю, возможны и другие варианты.
А теперь некоторые подробности политической обстановки на Украине. Начнем с Донбасса.
Несмотря на буквально выдавленное из нынешнего киевского руководства разведение войск в трех точках соприкосновения, вопрос о полном отводе войск так и остается открытым. В ходе переговоров Нормандской четверки, а затем совместной пресс-конференции Зеленский заявил, что ему на это потребуется шесть, а то и восемь лет.
Было нарушено и обещание прекратить обстрелы с первого января этого года. Если в отношении ЛНР оно соблюдалось, то по ДНР ежедневная стрельба продолжается.
Что касается предновогоднего обмена пленными, то, простите меня за цинизм, толку от этого кот наплакал. Конечно, хорошо, что несколько десятков человек очутились на свободе. Некоторые через пять лет после ареста или пленения. Но пока боевые действия будут продолжаться, а Киев не примет закон об амнистии, будут появляться новые пленные и новые задержанные. В нынешних условиях обмен пленными – это пиар-акция. И не более.
Кстати, об отводе войск. Хотелось бы поделиться наблюдениями очевидца, который был тому свидетелем.
Отводимые из района боевых действий т.н. «добровольцы» не захотели возвращаться в родные мета, т.е. в Галичину с пустыми руками. А поскольку контролируемые Киевом районы Луганской и Донецкой областей за годы конфликта практически полностью разорены, бравые бандеровцы прошлись по соседним областям, в частности, по Запорожской и Херсонской.
По ночной поре в небольших городках появлялись вооруженные люди в камуфляже и балаклавах. Они вскрывали магазины, аккуратно выносили и грузили в машины бензопилы, микроволновки и другую технику, полезную в хозяйстве. Местные жители и полиция в их деятельность не вмешивались. Дела о хищениях также не заводились. Как-то вот так.
А теперь о продаже земли. На Украине в настоящее время сложилась, вежливо говоря, пикантная ситуация: новый закон о продаже пока завис на стадии первого чтения, а закон о моратории на эту продажу не продлен. Таким образом, купля-продажа земли оказалась вне пусть и формального, но правового поля. Самое время для проворачивания темных делишек.
Думается, что закон, разрешающий продажу сельскохозяйственных угодий, будет принят, несмотря на многочисленные протесты в Киеве и на периферии. Называется пока февраль, хотя немалая часть законодателей пока настроена против.
И тут возникает опасная для властей ситуация. Дело в том, что в первую очередь на продажу будет выставлены земли, находящиеся государственной собственности. Но дело в том, что часть этих земель, в соответствии с распоряжением Порошенко, была передана ветеранам пресловутой АТО еще в 2014 – 2016 годах. Ясное дело, что основными получателями были люди из сельской местности, знающие цену земли и умеющие на ней зарабатывать.
Так что просто так эти люди, в большинстве своем хорошо организованные, прошедшие войну, имеющие на руках оружие, свою землю отдавать не будут. И полицейский с пистолетом для них будет не указ.
Аналогичную реакцию следует ожидать и от других крестьян, которые также почувствуют угрозу со стороны возможных крупных собственников.
Я отметил лишь несколько болевых точек. В их числе политическая нестабильность в Киеве и приближающийся кризис власти, который может привести к её смене. По какому бы сценарию ни развивались события: смена состава правительства, выборы нового президента, парламента или что-то еще в этом духе, все это крайне отрицательно скажется на государственном управлении. Как на военном, так и на гражданском.
В этих условиях говорить серьезно о выполнении минских договоренностей и достижении какого-никакого мира на Донбассе говорить не приходится.
Смута, практически неизбежная с началом передела земель сельхозназначения, может ускорить процесс фрагментации, а затем и распада украинского государства. Хотя это вряд ли начнется в текущем году.
Так что, боюсь, что этот високосный год будет для Украины весьма непростым.