Все наверно знают великого русского ученого :биолога,физиолога,автора такой книги(ученого труда) :высшая нервная деятельность,по крайней мере знаменитый опыт с собаками и лампочками по выработке условных рефлексов уж точно многие помнят еще со школьной скамьи.Павлов являлся и прототипом знаменитого профессора Преображенского в романе и его экранизации *Собачье сердце*(Булгаков).Да,да отношения с советской властью ,пролетариатом и его номенклатурой были мягко говоря натянутыми,но речь пойдет не об этом.
Иван Павлов так сказать изучал мозг снаружи и изнутри,а мозг как известно генератор ума,поэтому очень интересно почитать его наблюдения об этом самом уме.
Иван Петрович Павлов : О русском уме:
1)Мне кажется, мы не наклонны к сосредоточенности, не любим ее, мы даже к ней отрицательно относимся.
2)Возьмем наши споры. Они характеризуются чрезвычайной расплывчатостью, мы очень скоро уходим от основной темы. Это наша черта.
3)Очевидно, у нас рекомендующими чертами являются не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет. Это, очевидно, мы и считаем признаком талантливости; кропотливость же и усидчивость для нас плохо вяжутся с представлением о даровитости.
4)до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует.
5)русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни.
6)Есть ли у нас эта свобода [абсолютная свобода мысли]? Надо сказать, что нет.
7)Стоит кому-либо заговорить не так, как думаете вы, сразу же предполагаются какие-то грязные мотивы, подкуп и т.д. Какая же это свобода?
8)И вот вам еще пример к предыдущему. Мы всегда в восторге повторяли слово "свобода", и когда доходит до действительности, то получается полное третирование свободы.
9)Привязанность [мысли к той идее, на которой мы остановились] у нас есть. Много таких, которые стоят на определенной идее. Но абсолютного беспристрастия - его нет.
10)Мы глухи к возражениям не только со стороны иначе думающих, но и со стороны действительности. В настоящий, переживаемый нами момент я не знаю даже, стоит ли и приводить примеры.
11)Как эта черта [обстоятельность, детальность мысли] в русском уме? Очень плохо. Мы оперируем насквозь общими положениями, мы не хотим знаться ни с мерой, ни с числом. Мы все достоинство полагаем в том, чтобы гнать до предела, не считаясь ни с какими условиями. Это наша основная черта.Как же мы, русские, относимся к этому свойству [простоте и ясности]? . Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец. Иностранец никогда не удержится от вопроса. Бывали у меня одновременно и русские, и иностранцы. И в то время, как русский поддакивает, на самом деле не понимая, иностранец непременно допытывается до корня дела. И это проходит насквозь красной нитью через все.
Если кратко и своими словами: Мы больше любим красоту слов а не их смысл ,любим богатство лексикона,а не его значение,понятие свобода третируется в наших умах (искажается) потому в полной мере нам не доступна(рабская черта ума),нам тяжело принять реальную действительность и ей противостоять ,менять что то-мы слишком консервативны.