Найти тему
Все будет хорошо!

«Любовь и голуби»: жизненное кино

Оглавление

За что мелодрама Владимира Меньшова любима народом?

На экраны комедия-лубок «Любовь и голуби» вышла 7 января 1985 года и сразу же стала сенсацией отечественного проката. Ее посмотрело свыше 44 миллионов зрителей. В год премьеры картине была присуждена главная кинопремия «Золотая ладья», а в 2009 году не стареющая лента получила награду MTV (Россия) как один из лучших фильмов советского кинематографа.

Сюжет на все времена

Устраняя поломку лебедки, работник леспромхоза Василий Кузякин подорвал здоровье и был отправлен на курорт. Там любитель голубей сошелся с интересной собеседницей Раисой Захаровной и вернулся с отдыха не к жене в деревню, а в городскую квартиру курортной знакомой. Но в новой жизни наступает отрезвление, и Кузякина тянет домой, где остались голуби, дети, Надя, добрые соседи и простые человеческие радости.

-2

Если 30 лет назад мы на этом фильме смеялись, то, прожив жизнь, плачем. Потому что смешного и грустного в нем, как и в жизни, поровну. Время идет, а этот баланс не меняется. Как и семейные ценности, человеческие слабости и та же тревога за мирное будущее.

В основе сюжета – история реальной семьи из сибирской глубинки, жившей на родине автора одноименной пьесы Владимира Гуркина. Прославивший ничем не примечательных земляков писатель, актер и драматург – почетный житель родного городка Черемхово Иркутской области, где в 2011 году установили памятник героям фильма «Любовь и голуби». К сожалению, Владимир Гуркин его не увидел – за год до события, в 58 лет он скончался от рака легкого. Сегодня его имя носит Черемховский драмтеатр.

-3

Если гора не идет к Магомету

Но съемки фильма проходили не по месту жительства реальных Василия и Надежды Кузякиных. На Байкале Владимир Меньшов не нашел натуры, которая устроила бы его во всех отношениях. Режиссер искал возвышенность, с которой бы открывалась панорама русской природы. И нашел ее в Карелии, у Онежского озера. О красоте этих мест он помнил с тех пор, как работал ассистентом режиссера на съемках в Верхней Губе. Решил ехать в Медвежьегорск: название обещало какую-нибудь гору. Прочесав местность, обнаружил искомый пейзаж на самой окраине. В северном русском городке съемочная группа облюбовала подходящий домик на холмистом берегу реки Кумсы.

-4

Договорились с хозяином, достроили веранду, смастерили голубятню, замостили досками двор, как принято у сибиряков, и под «присмотром» местных жителей сняли деревенскую жизнь героев с ее натуральным колоритом. Долго потом на «дом Кузякиных» заглядывались прохожие и туристы, но в 2011 году он сгорел – теперь на том месте, на улице Нижней, стоит современный коттедж. Нет уже и местного дома культуры, возле которого танцевали герои картины, разрушены и некоторые другие попавшие в кадр постройки. Но интерес к этому кинематографичному городку, где снимались также фильмы «Охота на пиранью», «И на камнях растут деревья», «Четвертая высота», не иссякает. 15-тысячный Медвежьегорск, в котором есть порт, деревообрабатывающее предприятие и молокозавод, обзавелся несколькими туристическими комплексами и гостиницами, готовыми принять экскурсантов.

С риском для жизни

А дела курортные снимали в Батуми. Изображать купальный сезон пришлось в ноябре. Температура воды в море была 14 градусов, а на берегу – те же 16 градусов, что летом в Медвежьегорске. Некоторые «водные процедуры» были досняты в открытом бассейне, но без «моржевания» на натуре всё же не обошлось. Труднее всего пришлось Людмиле Гурченко, которой холод был противопоказан. Ныряний она ждала с ужасом, а ей в ледяной воде еще и диалог нужно было вести. Но чего артист не сделает ради искусства…

-5

По словам режиссера, самым дорогим для него стал эпизод «вываливания» героя из двери. Оказывается, падение Александра Михайлова из дома в море и выныривание уже без костюма – никакой не монтаж, всё снималось «вживую», не выключая камеры! Весь кусок – от двери до беседы с плавающей Гурченко, совместного подплыва к берегу и прохождения по пляжу – был снят одним кадром! И только крупный план Михайлова снимали в бассейне, где его чуть не утопили. За те полминуты, которые актер мог продержаться в воде без дыхания, водолазы снимали с него костюм и стаскивали галстук. На одном из дублей мокрый галстук защемил артисту шею, пережав сонную артерию. Спасая артиста, галстук разрезали, и в результате в картину попал третий дубль, в котором разрезанный галстук начерно сшит одним стежком.

Здравствуй, Вася!

Интересно, что Александру Михайлову главная роль досталась… против его воли. Режиссер представлял себе Василия Кузякина только в его исполнении, но артист поначалу отказывался из-за более важных дел. Пришлось пробовать «менее занятых» кандидатов с амплуа «тюфяков»: артиста Малого театра Виктора Борцова (Савва Игнатьевич из «Покровских ворот») и снимавшегося до этого у Меньшова в фильме «Москва слезам не верит» Бориса Сморчкова (Николай). Кстати, об этой своей работе Меньшов напомнил зрителям в сцене, когда Вася заглядывает в окно своего дома и видит, что его семейство смотрит по телевизору кино «Москва слезам не верит».

Рвался на пробы и исполнитель роли супруга другой героини в названной картине – Александр Фатюшин (спившийся хоккеист Сергей Гурин). Но Меньшов его даже не посмотрел, чем очень «обидел художника». На премьерном показе артист подошел к Меньшову и выразил свое отношение к выбору исполнителя главной роли в двух словах: «Ты победил». Когда в последний момент вырвался на съемки Александр Михайлов, режиссер с первой же сцены облегченно вздохнул: «Здравствуй, Вася!».

-6

И что характерно?

Пробовал режиссер на Василия и своего любимого актера Сергея Юрского, которого потом взял на роль дяди Мити. Этого колоритного персонажа мог сыграть и Евгений Шутов (Антип в телесериале «Тени исчезают в полдень»). Старик в исполнении Шутова был бы более реалистичным, но режиссеру требовалась театральность, которую привнес в роль Сергей Юрский. Актеру на тот момент, кстати, не было и 50, а исполнительнице роли бабы Шуры Наталье Теняковой – только 40. Тенякова и Юрский – супруги и в жизни. Деревенских стариков играли питерские интеллигенты. Может, поэтому их персонажи получились несколько утрированными, но это хорошо работало на жанр лубочной комедии. «Настоящие» дед с бабкой с этой задачей могли бы не справиться.

-7

Получилось, что старше всех была Надюха. Актрисе Нине Дорошиной на момент съемок стукнул уже «полтинник», и она «переросла» не только своего экранного мужа Александра Михайлова (на целых 10 лет), но и соседей-пенсионеров. По возрасту больше подходила пробовавшаяся на роль «женщины средних лет» Любовь Полищук, но она не контрастировала так с «соперницей» в исполнении Людмилы Гурченко, как «простая деревенская тётка» Нина Дорошина. Кстати, эту роль актриса играла в родном «Современнике» еще лет 20.

-8

«Людка, а, Людка!»

На разлучницу Раису Захаровну пробовалась соблазнительная Наталья Кустинская, однако ее не утвердил худсовет. К Людмиле Гурченко после проб претензий не было, но они возникли при приеме картины. Членам худсовета показалось, что актрисы в фильме «слишком много» и она выбивается из общего контекста. А давний оппонент Владимира Меньшова режиссер Сергей Соловьев («АССА») назвал Людмилу Марковну «самым сомнительным элементом картины».

-9

«Деревней» исполнительница роли Людки, на самом деле, не была. Играть старшую дочку Кузякиных «примеривалась» ленинградская актриса Ольга Мелихова (главная героиня Катя Котова в фильме «Отпуск за свой счет» и прислуга Зина в «Собачьем сердце»). По образованию она – филолог, окончила Санкт-Петербургский государственный университет (в 1993 году оставила сцену и стала менеджером в мебельной компании). Но худсовету больше понравились пробы ровесницы первой претендентки – Янины Лисовской. Так что деревенскую девушку Люду сыграла дочь солиста Московской филармонии, классического тенора и народного артиста. Сегодня Янина Константиновна дружит с дочкой режиссера Меньшова Юлией. Янина Лисовская замужем за немецким актером Вольфом Листом и воспитывает дочь Василису. Последние 10 лет актриса и театральный режиссер живет в Германии, где снимается в немецком кино, ставит спектакли и преподает актерское мастерство.

Волшебная сила искусства

Режиссерское мастерство Владимира Меньшова заключалось в умении обойтись без комбинированных съемок. Чтобы в финале «расцвело» дерево, использовался фокус с тростью, из которой «выпрыгивают» цветы. На съёмки пригласили артиста оригинального жанра, к дереву подвесили десяток волшебных тростей, семь из которых «выстрелили» с первого же раза – для кадра понадобился единственный дубль. Меньшов так дорожил удачным экспериментом, что наотрез отказался вырезать этот эпизод по указанию худсовета, рекомендовавшего «подумать о его целесообразности».

-10

А самой «филигранной» режиссер считает последнюю сцену, когда все герои стоят на крыше. Сложность съемки состояла не в риске обвалить кровлю или свалиться с верхотуры, а в том, … чтобы собрать актеров в одном кадре. Пока ждали прилета одного артиста, улетать уже должен был другой. Дорошину гримировали и переодевали в вертолете. И пока всех подняли на крышу, режиссер понял, что времени осталось лишь на один дубль – через 20 минут Михайлов должен уже лететь в Москву. Напряжение было колоссальным, настроение – паническим. Но в кадре все улыбаются и выглядят счастливыми и умиротворенными… В этом и есть волшебная сила искусства.

-11

Без пьянок, танцев и скандалов!

К удивлению, новаторские режиссерские приемы не вызвали столько замечаний у коллег и чиновников, сколько «бытовые» сцены. Цензура велела сократить эпизоды с выпивками, танцами и скандалами. Неужели, мол, герой так спился, что всем радостям жизни предпочитает гонять голубей? А зачем дед так долго рассказывает про умершую жену? Много сцен порочной связи и выяснения отношений.

-12

На участвовавшего в обсуждении фильма Александра Зархи («Анна Каренина», «Высота», «Депутат Балтики», «Член правительства») картина произвела «впечатление нечистоплотности крестьянского быта». Орденоносный режиссер упрекнул коллегу в «пошлости, переборе и безвкусице» и посоветовал «убрать пьянство», потому что это не смешно, а грустно.

Фильму «повезло» выходить на экраны в разгар антиалкогольной кампании. В итоге из него был вырезан ряд забавных сцен, подпадавших под «трагедию народа». К примеру, сократили эпизод, когда прохожий на пирсе допивал пиво из оставленных кружек (удалось отстоять только начальный кадр этой сцены). Приглашенный для съемки местный житель опустошил тогда пять кружек пива за минуту.

-13

Заключение

Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась — ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всем пока!