Фильм Райана Джонсона принято больше ругать, нежели хвалить. Однако "Последние джедаи", на мой взгляд - самый сильный эпизод из трилогии сиквелов, а причиной тому - творческая смелость режиссера. Он, конечно, всякого наворотил, но (и за это стоит воздать ему должное) оставил в картине очень важную идею.
Помните того пацана с Канто-Байт, который в самом конце VIII эпизода притягивает к себе Силой метлу? Он стал выразителем мысли о том, что неважно кто ты и откуда родом, Силой может управлять каждый.
И на самом деле, этот посыл идет аж из Новой Надежды. Лукас, создавая самый первый фильм саги, ещё даже не знал, что Дарт Вейдер и Люк Скайуокер родственники. Даже для него Люк был простым фермером с далекого Татуина, который почти что случайно (но не совсем) попал в лапки к Оби-Вану Кеноби.
Ещё больше по этому поводу говорилось в V эпизоде, когда Йода вразумлял юного Люка о природе Силы. "Из света созданы мы, не из материи грубой". Сила течет в каждом - и каждый может прибегнуть к её помощи, как Чиррут Имве из "Изгоя-Один".
Само это представление о Силе, как о всеобъемлющей энергии, проникающей сквозь каждого обитателя далекой-далекой галактики дало выплеск и в нашу обыденную реальность, в которой уже зарегистрирована церковь Джедаизма.
И именно этот момент почувствовал Джонсон и использовал как ключевой в своем фильме. Рей не должна быть кем-то, чтобы быть форсюзером. Джедаи и прочие чувствительные к Силе персонажи появлялись всегда и чаще всего не были ни детьми, ни клонами каких бы то ни было адептов Силы. Родословная тут ничего не значит.
Но что делают с этим посылом что Лукас, что Дисней? Сказку (а точнее космооперу), пытаются объяснить. Лукас применил наукообразное объяснение способностей Силы (через мидихлориан), Дисней - евгеническое (родственные связи и все такое). От этого сразу теряется шарм вселенной. Сказку не надо объяснять. В неё нужно верить.
А с последним у новой трилогии (кроме фильма Джонсона) большие проблемы.