Селектор в автоматических коробках передач является настолько же важным элементом, как и рычаг переключения передач во всем знакомой механике. По сути, это именно то устройство, которое позволяет управлять процессом переключения передач в зависимости от условий. И да, это всегда обычный рычаг – селектор может иметь дополнительные элементы, а вариантов его конструктивного исполнения довольно много. В данном материале Avto.pro разберется в устройстве селектора АКПП, основных его неисправностях, особенностях обслуживания и ремонта. Начнем!
Частые неисправности селектора
Хоть селектор коробки-автомата является довольно надежным элементом управления трансмиссии, он может выйти из строя. Чаще всего поломка обусловлена естественным износом отдельных узлов селектора и накоплением грязи внутри корпуса устройства. Чаще всего наблюдается следующее:
- Окисление или обрыв контактов в электронной части селектора;
- Выход из строя датчика положения;
- Поломка механической части селектора;
- Выход из строя блокиратора.
Напоминаем, что в нейтральном положении рычага должен загораться индикатор “N”, при включении заднего хода “R”, а при движении вперед загорается “D”. Если режим работы отображается некорректно, автолюбителю стоит обратиться на СТО, где специалисты проверят электронную «начинку» систем, связанных с АКПП. Нередко проблемы с селектором бывают связаны с выходом из строя датчика положения. Если датчик был плохо подсоединен, он не запустится вообще или отключиться спустя некоторое время эксплуатации. Если автомобиль не оснащен защитой картера, со временем в датчик начнет попадать вода и грязь, что также приведет к его поломке. Более распространенная проблем: обычный обрыв в цепи проводки. Кстати, частое переключение скоростей приводит к ускоренному износу датчика положения селектора.
Что касается механических поломок селектора, то они очень разнообразны. Зачастую автолюбителям приходится разбирать механизм, чистить его, а затем менять боковые крышки, пластмассовый кожух, уплотнители (если они есть), подвижный элемент с контактами. Часто оказывается так, что неисправность селектора вызвана даже не механической поломкой, а простым заеданием отдельных элементов устройства. Если целостность корпуса селектора и влагозащиты нижней части авто нарушены, внутрь селектора может попасть влага и грязь. Со временем это приводит к загущение и закоксовыванию смазки. Как результат, рычаг селектора перестает нормально двигаться или контактные пластинки не будут сопрягаться. Поломка металлического штыря селектора – поломка очень редкая.
Вопрос ремонта и обслуживания
Если вы столкнулись с неисправностью селектора и остались уверены в том, что она не кроется в обрыве цепи или поломке датчика, стоит произвести разборку и чистку механической части устройства. Делается это довольно просто. Вам понадобится набор ключей и крестовых отверток, одна плоская отвертка (опционально), ластик, смазка и очиститель (лучше не использовать WD-40). Далее приводится общий алгоритм разборки и обслуживания напольного селектора – процесс может несколько отличаться от одной модели АКПП к другой. Вот что надо сделать:
- Загнать авто на смотровую яму;
- Отключить аккумулятор;
- При помощи ключа выкрутить крепеж тросика коробки передач;
- Выкрутить крепежи механизма к коробке передач;
- Вытащить фишку и снять селектор;
- Отверткой выкрутить винты корпуса селектора;
- Разделить селектор на две половинки и внимательно осмотреть;
- Удалить старую смазку и прочистить контакты при помощи растворителя и, опционально, ластика (в крайне случае мелкозернистой наждачной бумаги);
- Опционально, заменить пружинки в подпружиненных контактах;
- Нанести новую смазку на неподвижные контакты, ползунок с подвижными контактами и внутреннюю часть корпуса.
После проведения всех работ нужно будет провести сборку и установку узла в обратном порядке. Сразу отметим, что самый важный момент в обслуживании селектора – удаление старой смазки и нанесение новой. Идеально подходит литол.
Первый момент: мы рекомендуем лишь смачивать селектор бензином, а затем проводить дальнейшую чистку с использованием другого растворителя (нейтрального к пластику) или того же бензина, но осторожно – сначала смачивать бензином ветошь, а уже потом с ее помощью убирать смазку и грязь. Второй момент: пружины контактов со временем устают и нуждаются в замене. Впрочем, практика успела показать, что подпружиненными контакты зачастую перестают нормально работать из-за старой затвердевшей смазки.
Выбор нового селектора
Полная замена селектора АКПП – радикальный способ решения проблем с этим механизмом. Зачастую все проблемы решает разборка, чистка и замена отдельных узлов. Однако если это не помогает, в полной замене есть смысл. К счастью, найти новый селектор довольно легко. Всегда точный результат дает поиск по VIN-коду, однако в современных интернет-магазинах и маркетплейсах автозапчастей нужные для ремонта детали поиска искать по:
- Артикулу требующейся запчасти;
- Параметрам автомобиля.
Так как автолюбитель почти наверняка не знает артикул запчасти, ее стоит искать по параметрам автомобиля. К ключевым можно относить вообще все параметры транспорта: марка и модель, год выпуска, модель коробки передач и двигателя. Если, например, датчики селектора производят и сторонние фирмы, то селектор в сборе удастся найти только оригинальный. Такая покупка будет крайне недешевой.
Разумно сэкономить удастся при покупке б/у селектора, однако отметим, что при выборе подержанного узла лучше заручиться поддержкой специалиста – пусть он осмотрит селектор на предмет дефектов. Если покупка будет осуществляться на разборке, то попросите гарантию. Обычно гарантию выдают только на сложные узлы, как-то двигатели и коробки передач, но по-хорошему гарантией хотя бы на один месяц эксплуатации должен сопровождаться и селектор.
Вывод
Селектор АКПП часто становится источником проблем с этой самой коробкой передач. В сети можно найти много историй о том, как владелец авто произвел почти полную замену системы зажигания и даже поменял несколько узлов коробки передач, так и не решив проблему с выбором и отображением скоростей. А причина на самом деле крылась в селекторе, который достаточно было разобрать и очистить. Однако в некоторых случаях замена отдельных узлов селектора или его полная замена могут стать обязательными. Мы рекомендуем автолюбителям сначала обслужить сам механизм, потом проверить датчик положения селектора, а уже потом искать неисправности в других элементам системы. К слову, обслуживать селектор лучше каждые 50-60 тысяч километров – так он всегда будет работать как новый.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал.