Здравствуйте, дорогие православные христиане, а также братья и сестры, которые находятся в процессе воцерковления! С раннего детства все мы слышали слова Господа Бога, увековеченные в Святом Евангелие "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Как же правильно понять, что именно доносит Иисус Христос, говоря так?
Перед тем, как рассказать о том, как следует понимать фразу Господа Бога нашего Иисуса Христа, коротко расскажу почему выбрана именно эта тема. Дело в том, что этот сюжет Евангелия, скажем так, наиболее известен и популярен не только среди воцерковлённых людей.
Сия история неплохо известна и неверующим, в том числе так называемым "воинствующим" атеистам - кто так жаждет лишний раз ткнуть нас в нашу веру при первой же удобной возможности. Такие люди, помимо всего прочего, любят напомнить верующим слова Спасителя в наиболее подходящий, по их мнению, момент жизни: в экстремальной ситуации, во время конфликтов, да и вообще, при разговорах о религии. Дескать, ты ж православный, что ж не подставил-то другую щеку?!
Парадокс, братья и сестры, но истинного смысла фразы о щеке, не знает большинство как верующих, так и неверующих людей. Дело в том, что слова Божие многие понимают буквально и считают, что если тебя и впрямь ударили, то нужно и дальше терпеть. Находясь во власти сего неправильного понимания фразы Иисуса Христа, можно и вовсе сделать неверные выводы о православии в принципе. На самом деле никакую щёку никому подставлять не надо. Почему? Всё просто. Тексты Священного Писания писались, разумеется, не на русском языке. Они лишь переведены на него (точнее на церковнославянский, но об этом ещё обязательно поговорим).
Учитывая особый синтаксис и прочие особенности древнееврейского языка, древнегреческого языка и других, нужно понимать, что в те древние времена мысли записывались более метафорически, что ли. То есть Евангелие и Библию в целом не следует понимать буквально. Лучше обратиться к толкованию или посмотреть видео лекций священнослужителей.
Так, протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о смысле фразы Спасителя, говорит:
"Речь идёт не в отношении угрозы, трусости а речь идёт о том, что когда человек хочет тебя унизить, который ставит тебя ни во что, который тебя оскорбляет. Речь идёт о том, чтоб не отвечать ему злом его на зло. Если вы так думаете, что Священное Писание нужно воспринимать буквально, тогда давайте следовать дальше. Если правый глаз тебя соблазняет, вырви его. Если правая рука тебя соблазняет, отсеки её. Неужели нужно этому следовать буквально... Это образное выражение, которое совсем не имеет отношения ни к драке, ни к войне, ни к чему такому, ни к трусости вообще никакого отношения. Речь идёт о силе духа, с помощью которого можно победить, ну, естественно, как для нашего греховного естества, возникающую вражду к человеку, который хочет тебе нанести оскорбление. Благодаря гордости мы лишились вообще ни одного поэта в России. Взять хотя бы А.С. Пушкина, или М.Ю. Лермонтова. Какой смысл было тех людей, которые провоцируют на дуэль, отвечать? Тем более людям, недостойным даже, чтоб носить звание людей. Геккерн, Дантес... Это были по своим моральным качествам - люди ничтожества. Вообще, с ними вступать в какие-то отношения, тем более переписку, как сделал Александр Сергеевич, ну это вообще просто не достойно дворянина столь высокого рода как Пушкин. Пушкин - это умнейший человек России, до сих пор это один из самых больших умов, и вот, поддался на такую страшную ловушку. Поэт погиб, невольник чести, пал оклеветанный молвой. Это что изменило? Он что, что-то защитил? Мы что, не смогли бы разобраться, кто тут прав? Речь идёт о том, чтобы в этом смысле не уподобляться Александру Сергеевичу, а уподобляться лучше его благородным порывам, его изысканиям историческим, его пониманию и чувству поэзии. Вот, вам ответ."
Отец Димитрий Смирнов известен своим специфическим, уникальным взглядом, как на сопоставление примеров из жизни со Священным Писанием, так и манерой говорить. И мы все, православные христиане, его очень уважаем и ждём новые проповеди. В то же время, возможно, более ясно о сути фразы Иисуса Христа говорит, пожалуй, самый известный профессор Московской Духовной Академии, Алексей Ильич Осипов.
"Когда Христа арестовали, привели во двор первосвященника, когда плевали, издевались над ним, вдруг один как-то очень сильно ударил его по щеке. Реакция какая Христа? Он подставил другую, да? Нет! Нет! Вы слышите, как он ответил? Если я не прав - скажи, что я не прав. А если я сказал правильно, за что бьёшь меня? Когда речь идет об этих словах "подставь другую щеку", то учтите, всё Евангелие, оно написано языком того времени, того народа, а весь этот язык приточный. Вот это восточные народы. Они отличались и отличаются до сих пор этим. Этой метафоричностью и в данном случае речь о чём идёт-то? Вот семья, например. И вдруг, она или он, ударил тебя словом. Так, что всё - ответь - и развод. И всё, пропала твоя жизнь. Всё рассыпалось. Если ты сможешь удержаться, да ещё и сказать "всё, извини, да, я оказался не прав", хотя на самом деле, может и прав, всё утихло, всё успокоилось, а потом, в спокойной обстановке, можно и поговорить, объяснить, кто прав и кто виноват. Удар. Это же удар по щеке, тут вспышка. Знаете, в гневе разум помрачается. Надеюсь, все это понимают. Поэтому совет всех мудрых людей" никогда не принимай решение, когда ты разгневан, успокойся и потом уже принимай решение".
Невольно вспоминается текст кодекса чести российского офицера, где среди прочего написано "Не пиши рапортов сгоряча". Вот, о чём на самом деле говорит нам Господь Бог наш Иисус Христос.
Надеюсь, что сия наметка оказалась для вас полезной. Прошу подписаться на канал "Православное Христианство" и поставить лайк. Это поможет большему числу людей увидеть статью.
Храни вас Господь Бог!