Найти в Дзене
Пушкинский музей

"Стайеры". Концерты-портреты новых звезд XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского: Дмитрий Шишкин

В январе 2020 года в рамках совместного проекта с направлением Пушкинский.Youth в музее пройдут концерты молодых пианистов, звезд недавно завершившегося XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Мы продолжаем серию интервью с героями предстоящего фестиваля "Стайеры" . С Дмитрием Шишкиным, чей концерт состоится 22 января, поговорили Аня Остроумова и Глаша Голубева, студентки Клуба юных искусствоведов, одного из направлений Пушкинский.Youth.

Дмитрий Шишкин
Дмитрий Шишкин

Анна Остроумова: Чем вы увлекались в детстве?

Дмитрий Шишкин: Главным увлечением детства была сама музыка, без нее я не представлял свою жизнь. Уже где-то в два с половиной года я начал проявлять интерес к музыке. Моя мама эти музыкальные рвения поддержала. Помимо музыки, я очень любил рисовать и бывать на природе. В местах, где я родился (в Челябинске. – Прим. ред.), есть огромные территории, нетронутые человеком. Мне было очень интересно открывать их с моим дядей.

А.О.: Вы до сих пор занимаетесь живописью и выезжаете на природу?

Д.Ш.: Детские увлечения – коренные, они остаются в душе всегда. Поэтому и по сей день я увлекаюсь живописью и природой, стараюсь найти время для этих занятий.

А.О.: А остаётся ли у профессионального музыканта свободное время на хобби?

Д.Ш.: Конечно же, остаётся. Главное – организовывать свою жизнь, и тогда для всего найдётся время. Сейчас, к сожалению, остаётся всё меньше и меньше времени для увлечений, для отдыха. Для меня сейчас наиболее приятное времяпрепровождение – это здоровый сон. (Смеётся.)

Аглая Голубева: Как протекает ваша жизнь?

Д.Ш.: Это постоянные перелёты, путешествия, концерты, репетиции, интервью, встречи, ну и, конечно же, занятия – всё это отнимает колоссальное количество времени.

А.О.: Сколько вы занимаетесь каждый день?

Д.Ш.: По-разному. Стараюсь уделять инструменту столько времени, сколько мне нужно, чтобы почувствовать, что я действительно уверен в своей игре. Чтобы радовать публику на сцене, а не отчитываться перед ней. Мне в среднем нужно от четырёх до восьми часов в день, чтобы хорошо подготовить программу.

А.О.: Вы всегда занимаетесь часами с удовольствием или иногда только потому, что надо подготовиться к выступлению?

Д.Ш.: Когда как. Гораздо лучше, если времени хватает не только на занятия музыкой, но и на отдых и размышления. Тогда я занимаюсь с удовольствием. А если есть только определённый промежуток времени, за который ты должен выучить какое-то огромное произведение, то бывает сложно заниматься.

А.Г.: Ну а как же постоянные концерты? Вы не устаёте?

Д.Ш.: С одной стороны, это утомительно, а с другой – очень интересно, поскольку я, хоть и мельком, но вижу весь мир. Недавно, например, я был в Южной Африке. У меня остался один свободный день, и я поехал на сафари, я никогда раньше не участвовал в таких поездках. Все эти возможности уникальны для меня.

А.О.: Чем вам дорога профессия музыканта?

Д.Ш.: Прежде всего тем, что она интересна. Это одна из интереснейших отраслей в искусстве. Эта профессия помогает встречать новых людей, путешествовать по всему миру. И я могу постоянно наслаждаться музыкой.

А.О.: Мне кажется, есть два варианта того, как исполнители относятся к произведениям. Первые стараются расшифровать, что хотел сказать автор, а вторые "красят" произведение как хотят, стремясь быть оригинальными. Как вы считаете, как лучше?

Д.Ш.: Тут не скажешь, как лучше или как хуже, можно только сказать, как надо. Для любого пианиста и вообще инструменталиста одна из их главных задач – показать замысел автора, догадаться, что он хотел передать в произведении. Но, конечно, интерпретаторскую частичку себя тоже надо продемонстрировать.

А.О.: Когда вы выступаете, вы посылаете музыку публике, обращаетесь к ней или, наоборот, абстрагируетесь от остальных людей?

Д.Ш.: Для меня легче полностью погрузиться в процесс творения, это помогает мне сконцентрироваться и на музыкальном тексте, и на философии произведения. Поэтому я стараюсь как-то абстрагироваться от публики. Мне комфортнее играть в больших залах, где есть некоторое расстояние между сценой и рядами кресел, нежели в маленьких пространствах, где слушатели сидят рядом с инструментом и ты буквально слышишь каждый шорох. Это отвлекает.

А.О.: Если во время концерта или конкурса к вам приходят мысли не о музыке, как вы от них избавляетесь?

Д.Ш.: Хороший вопрос. Я не думал никогда об этом. Прежде всего я воспринимаю любой конкурс или концерт как возможность показать себя на публике и насладиться этим, подарить аудитории эмоции. Это помогает справиться с волнением, почувствовать себя легко на сцене и наслаждаться.

А.О.: После конкурса имени Чайковского вы чувствуете свою популярность? Важна ли она для вас?

Д.Ш.: Я как-то не замечаю этого. У меня всегда был достаточно большой круг музыкантов, которые меня поддерживали. Конечно, после конкурса Чайковского он намного увеличился. Но чтобы прямо популярность… Не замечал.

А.Г.: Как вам больше нравится играть – с оркестром или соло?

Д.Ш.: Мне, в принципе, и так и этак нравится играть, поскольку в обоих случаях я нахожусь на сцене и играю свои любимые произведения. Но это очень разные вещи: играть соло или с оркестром. В каждом есть своя прелесть. Под оркестр нужно подстраиваться, к дирижёру нужен особенный подход, но это не делает менее интересным процесс выступления.

А.Г.: У вас есть композитор, произведения которого вам больше всего нравится исполнять?

Д.Ш.: Раньше, я помню, мне нравилось играть только музыку ХХ века. Сейчас я играю много произведений Николая Метнера, творчество которого я недавно открыл для себя удивительным образом, очень люблю играть Рахманинова. Достаточно много у меня любимых композиторов. Сложно сказать, какой именно самый любимый. В одно время нравится один, в другое – другой.

А.Г.: Если вам нравится Рахманинов, наверное, вам нравится и Бах? Мне кажется, они чем-то похожи.

Д.Ш.: Бах нравится, конечно. Мне кажется, каждый композитор похож на кого-либо другого, ведь все композиторы влияют друг на друга.

А.Г.: Произведения какого композитора вам больше нравится слушать? Например, вы не можете сыграть какую-то симфонию, но она вам очень нравится.

Д.Ш.: Мне нравится слушать классическую музыку, всю. И даже не классическую музыку мне тоже нравится слушать. (Смеётся.) Но, конечно же, я отдаю предпочтение романтизму.

А.Г.: У вас есть любимые концертные залы? Необязательно в Москве?

Д.Ш.: Да, конечно, есть. Их очень много: например, Варшавская филармония, Музикферайн в Вене. Вчера я в первый раз играл в Вене в Концертхаусе. Я мечтаю попасть в Карнеги-холл. Надеюсь, в следующем сезоне сыграю там.