Найти тему
IMV Бизнес-журнал

Зачем бизнес-план и как его написать?

Прежде всего надо разобраться в понятиях. Бизнес-план – это документ, отражающий суть бизнеса, проекта, идеи. Это программа развития бизнеса и его функционирования, которая содержит всю информацию об ИП, продукте или услуге, ситуации на рынке, возможности, потребности и перспективы бизнеса.

В каких случаях он может понадобиться? Прежде всего, при открытии нового дела. Для уже действующих фирм или ИП – при открытии нового направления, расширения, освоения новых идей или технологий. А также при необходимости получить кредит или привлечь инвесторов.

В зависимости от целей и объекта бизнес-план может быть разным. Если его разрабатывает ИП для себя на старте, то здесь нужно максимально продумать все возможности, потребности, риски, ситуацию на рынке, выбрать организационно-правовую форму. В таком бизнес-плане большинство документов будет иметь прогнозный характер. Форма написания более свободная, может опустить или внести дополнительные разделы или сведения, отражающие специфику бизнеса.

При необходимости заинтересовать инвесторов нужно подходить к этому вопросу более серьезно, наполнить бизнес-план финансовыми расчетами, результатами исследований (вплоть до опроса потенциальных или реальных покупателей, пользователей услуги). Материал должен максимально точно и лаконично передавать суть дела. Поскольку бизнес-план предназначен для человека, принимающего решения, то документ должен быть читаемым и наглядным, содержание должно побуждать дочитать до конца, обдумать и дать положительный ответ.

Если бизнес-план нужно представить на конкурс, особенно в государственное учреждение или в банк, то, как правило, требуется оформить его по указанному шаблону или в соответствии с указаниями.

Когда план разрабатывается для действующего бизнеса, то в него необходимо включать реальную информацию, то есть описывать историю и то, что имеется на сегодняшний день.

В общем, нет жестких рамок для написания этого документа, но есть рекомендации и общие требования к содержанию. Обязательно должны быть включены такие разделы:

  • Титульный лист. Содержит сведения об ИП, цели и стоимость предлагаемого бизнеса.
  • Оглавление. Нужно для удобства чтения и поиска информации.
  • Резюме. Краткое конкретное изложение содержания всего бизнес-плана с акцентом на сильные стороны, перспективы, рентабельность. Эта часть, которая определит, будет ли прочитан бизнес-план целиком или нет. Размер 2–4 страницы.
  • Описание рынка. Нужно понимать, для кого будет производиться продукция или услуга. Ведь если потенциальных потребителей всего несколько человек, бизнес однозначно не будет успешным.
  • Обзор конкурентов. Изучение существующих фирм, ведущих аналогичную деятельность. Это возможность учиться на чужих ошибках. Надо выявить их сильные и слабые стороны, понять, что можно перенять полезного или от чего следует отказаться. Это поможет понять, в каком направлении развиваться.
  • Резюме участников. В некоторых случаях кадры действительно решают все, поэтому их смело можно отнести к «стартовому капиталу» и обязательно отразить сведения о них в бизнес-плане. Особенно это относится к производству товара или услуги высокого качества или уникальных по своим свойствам вещей.
  • Сведения о проекте. Здесь надо описать все, что касается самой деятельности предпринимателя. Его возможности, финансы, соучастники, оборудование, патенты, лицензии, технологии, уникальные знания и умения. Также важно оценить место расположения бизнеса: дороги, электричество, вода, канализация, производственные помещения, офисы, доступность для клиентов и многое другое. Здесь же нужно представить организационный план: графики, смены, занятость сотрудников (если такие есть), их обязанности и зарплата, а также требования к квалификации и пр.
  • Доходы и расходы. Учитываются все денежные потоки, баланс. Важно учесть налоги, социальные выплаты работникам, инфляцию и пр. Нужно определиться с основными критериями оценки «успеха». Как правило, это платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость. Бизнес-план обычно создается на определенный период (3–5 лет) или на срок внедрения новой идеи. За этот период и указываются все финансовые расчеты, которые в конечном итоге показывают прибыльность бизнеса.
  • Риски. Всегда существуют риски, и желательно их предвидеть. Общую информацию по этому вопросу можно почерпнуть из специальной литературы. Кроме того, необходимо оценить риски для данной конкретной ситуации. Это нужно сделать для того, чтобы, во-первых, быть к ним готовым, во-вторых, заранее продумать решение этих проблем. Существуют риски контролируемые (увольнение сотрудников) и неконтролируемые (стихийные бедствия, режим ЧП, пр.). Предотвратить потери от наступления рисков может помочь, например, страхование. Причем застраховать можно как имущество предприятия, работников, так и сам бизнес.

Также можно и нужно применять различные методы и приемы в организации самого дела. Создание резервов, сотрудничество с разными поставщиками и расширение сети потребителей. Развитие нескольких направлений. И те, и другие требуют учета и финансовых вложений. Это тоже важно отразить в бизнес-плане.

-2

Бизнес-план не должен быть слишком большим, иначе он будет бесполезным, его просто не станет читать потенциальный инвестор. Да и самому предпринимателю он вряд ли пригодится. Оптимальный размер составляет 20–30 страниц. А всю важную дополнительную информацию можно разместить в разделе «Приложения», размер которого ограничен только здравым смыслом.

Так как четких требований не существует, а цели разработки бизнес-плана значительно различаются, то существует два пути.

-3

Первый путь – разработать план самостоятельно. Это возможно для начала работы ИП, для его развития и даже для участия в тендерах, для получения кредита (по заданному алгоритму).

Второй путь – доверить написание профессионалам. Это дорогая услуга, но дающая профессиональный подход ко многим вопросам (особенно маркетинг, финансы) и объективный взгляд со стороны.

Сама эта работа требует больших трудозатрат. Поэтому большинство предпринимателей, особенно в самом начале своей коммерческой деятельности, не хотят или не могут позволить себе потратить столько времени и денег на составление бизнес-плана, когда «надо работать». Но уже на этапе написания бизнес-плана становятся очевидными перспективы развития и прибыльность дела или переоценка своих сил и полная несостоятельность проекта.

Подписывайтесь на наш канал. Ведь здесь вы можете узнать больше о сфере бизнеса, финансов и мотивации!!! Также на забывайте оставлять комментарии.