Найти тему
Military observer

Вторая ветка развития Т90. Мощнее, быстрее, прочнее.

Важной особенностью проекта «187» являлось его постоянное развитие. Конструкция все время дорабатывалась, и новые предложения проверялись на практике. В период с 1988 по 1992 годы было построено шесть опытных танков разной конструкции с отличающейся комплектацией. Далее планировались еще две машины, но их построить не удалось. По результатам испытаний целого ряда прототипов были определены оптимальные варианты облика техники, и затем готовый танк планировалось предложить заказчику.

Модификации

Объект 187 образец № 1,2 — Опытные образцы № 1 и № 2, наиболее близки к облику Т-90, в качестве силовой установки использовался В-84МС мощностью 840 л. с. и КД-34 (В-85) мощностью 1000 л. с. на образце № 2.

Объект 187 образец № 3 — Использовался для отработки различных узлов машины, из за чего не был полностью укомплектован, на образец № 3 впоследствии был установлен ГТД-1500Г, в отличие от № 1 и № 2 имел новую сварную башню. Имел спрямлёную лобову деталь с динамической защитой «Контакт-5»

Объект 187 образец № 4 — машина в целом схожая с образцом № 3, но в качестве силовой установки установлен новый X-образный челябинский двигатель А-85-2 мощностью 1200 л. с.

Объект 187 образец № 5 и № 6 — наиболее совершенные модели опытной серии, X-образный челябинский двигатель А-85-2 мощностью 1200 л. с.

Следует отметить, что новый проект должен был привести к появлению целого ряда бронемашин разного назначения. Шасси «Объекта 187» в дальнейшем планировалось использовать при создании различной новой техники. К примеру, вопрос создания боевой машины поддержки танков изначально прорабатывался в контексте шасси «187».

Общая концепция бронирования осталась прежней: лобовые преграды остались комбинированными, на других ракурсах использовалась гомогенная броня. Лоб корпуса переработали в сравнении с Т-72. Изменилась его геометрия с целью повышения вероятности рикошетов и увеличения приведенной толщины. На лобовой преграде ликвидировали ослабленные зоны. Для этого, в частности, пришлось перенести смотровые приборы водителя за его люк. Лобовой агрегат выполнили сменным, что должно было упростить ремонт техники после поражения, а также облегчить проведение дальнейших испытаний. С применением похожих идей построили башню, однако в ее случае замена брони не предусматривалась. Башня новой конструкции отличалась от существующих увеличенным внутренним объемом и повышенной стойкостью передней части бортов.

В составе комбинированной защиты использовались броневые стали повышенной прочности, а также прочие материалы, вплоть до броневого титана. Лобовая проекция танка прикрывалась динамической защитой. Предлагалась установка комплекса оптико-электронного противодействия «Штора». Обитаемые отсеки оснащались системой противоатомной защиты. Проводились эксперименты с применением взрывозащищенных топливных баков.

Вооружение

Основным оружием «Объекта 187» было перспективное 125-мм орудие-пусковая установка 2А66 с повышенными энергетическими показателями. От существующего 2А46 новое изделие 2А66 отличалось увеличенным казенником с каморой под усиленный заряд. Повышение параметров метательного заряда привело к необходимости использования дульного тормоза. При этом общие габариты пушки остались на прежнем уровне. Для орудия 2А66 разработали новый бронебойный подкалиберный оперенный снаряд 3БМ39. Проектировалась новая управляемая ракета 9М125.Орудие сопрягалось с системой управления огнем 1А45 «Иртыш», построенной с применением самых современных компонентов. Такая СУО позволяла вести боевые действия днем и ночью в разных метеоусловиях, уверенно находя и поражая цели в радиусе нескольких километров. К сожалению, на тот момент не удалось интегрировать СУО со средствами связи и упростить обмен данными между танками.

125-мм орудие-пусковая установка 2А66
125-мм орудие-пусковая установка 2А66

Важным нововведением проекта «187» являлась общая информационно-управляющая система, контролирующая все агрегаты боевой машины. В бортовом комплексе электроники применялись и менее значительные, но важные новшества. Так, кабели оснастили малогабаритными разъемами, позволившими сохранить надежность соединений, но сократить объемы, занятые трассами.

Прототип  номер 5 ,попавший в объектив камеры
Прототип номер 5 ,попавший в объектив камеры

Дешевая альтернатива

Параллельно с проектом «187» разрабатывался еще один основной танк «Объект 188», тоже являвшийся вариантом глубокой модернизации машины Т-72Б. Альтернативный проект предусматривал меньшее число радикальных нововведений, что должно было упростить запуск серийного производства и снизить стоимость готовой техники. Кроме того, меньшая техническая смелость проекта ускорила выполнение работ.

Уже в 1989 году опытный «Объект 188» вышел на государственные испытания. Проверка и доводка этой машины не были простым делом, но в 1991 году она получила рекомендацию к принятию на вооружение. Осенью 1992 года предприятие «Уралвагонзавод» завершило сборку танков «188» установочной серии, а вскоре появился приказ о принятии новой машины на вооружение под обозначением Т-90.

Армия предпочла бронемашину с менее высокими характеристиками и большей степенью унификации с существующими образцами, к тому же отличавшуюся меньшей ценой. Дальнейшие работы по темам «187» и «187А» не имели смысла, а кроме того, продолжению проектирования мешала тяжелая экономическая ситуация в стране. Разработка «Объектов 187» остановилась в 1993 году, после завершения испытаний шестого прототипа.

По некоторым данным, работы по перспективным проектам не остановились. УКБТМ улучшило проект «187А» и на основе его наработок вскоре создало новый танк «Объект 195». Также прорабатывался вопрос использования новых шасси в качестве основы для различной бронетехники с тем или иным оснащением. В итоге наибольших успехов добился «Объект 195», которому удалось пройти полигонные испытания. Прочие разработки на базе «Объекта 187» не вышли из стадии проектирования.

Печальный конец

Работы по танку «Объект 187» остановились в 1993 году. К этому времени успели построить (или перестроить) шесть опытных образцов. Машина №1 сразу после испытаний была перестроена в прототип №3, а второй образец пришлось утилизировать после проверки обстрелом. В итоге на момент закрытия проекта имелось четыре опытных танка. Все они сохранились и сейчас находятся в запасниках музея бронетехники в г. Кубинка.

Длительное нахождение на открытой площадке негативно сказалось на состоянии техники. Природные факторы и деятельность вандалов привели танки в неприглядный вид. Часть узлов и агрегатов отсутствует, а другие имеют крайне плохое состояние. Что будет с четырьмя уникальными образцами в дальнейшем – неизвестно. Возможно, их восстановят и переведут в открытую экспозицию, но о существовании таких планов не сообщается.

Танки «Объект 187» позволили последовательно проверить и отработать большое количество новых узлов и агрегатов, способных положительно повлиять на технические и боевые характеристики. Последние прототипы могли бы стать эталоном для серийного производства, но заказчик предпочел другой танк.

Следует признать, что отказ от танка «Объект 187» в пользу альтернативного «Объекта 188» выглядит вполне логичным шагом, обусловленным спецификой ситуации прошлых десятилетий. Если в конце восьмидесятых годов наша страна могла позволить себе одновременную разработку нескольких основных танков с прицелом на принятие на вооружение, в том числе и с применением самых смелых решений, то в начале девяностых ситуация изменилась. Ключевым фактором при выборе новых образцов стали не характеристики и возможности, а производственные возможности и стоимость. В этом отношении «Объект 188» оказался удачнее машины «187».