Метро открылось в 1955 году. Логотип петербургского метро в студии Артемия Лебедева назвали «символом обвалившегося туннеля». Петербургский метрополитен - самый глубокий, самый северный и западный метрополитен в России. Строительство метро постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство. Из 72 станций более 50 являются станциями глубокого заложения, то есть расположены на глубине более 30 метров. Самая северная станция - это "Парнас". Самая западная станция - "Приморская". Станция "Адмиралтейская" глубиной 102 метра - самая глубокая станция в Европе и в России, её протяжённость составляет 120 метров. «Автово» стала первой в питерском метрополитене станцией без эскалаторов.
«Адмиралтейская» - самая долго строившаяся станция в метро Петербурга, она была станцией - «призраком» с 1997 по 2011 год.
Станция «Проспект Ветеранов» является самой загруженной станцией метрополитена в России, опережающая даже Выхино в Москве, именно по этой причине не планируется продление «красной» ветки дальше на юго-запад: существует угроза «эффекта Выхино», когда на конечной станции поезда забиваются настолько, что на последующих станциях люди не могут попасть в вагоны. Станции с дверьми типа «горизонтальный лифт» впервые в мире были построены именно в Петербурге, всего в метро 10 станций «горизонтальных лифтов».
Максимальная скорость, до которой может разогнаться поезд метрополитена, составляет 90 км/ч.