Правило № 1. Рост дивидендов
Первое правило у нас — это чистая прибыль компании, но нам не нужно смотреть непосредственно саму чистую прибыль, а будем ориентироваться на более важный показатель для нас как инвесторов — это дивиденды. Если мы хотим приобрести какую-то акцию в свой инвестиционный портфель, то должны посмотреть за последние пять лет как эта компания выплачивала дивиденды, и росли они или нет. Если компания за последние пять лет наращивала дивиденды, они увеличивались как в рублях, так и в процентах, то значит у этой компании хорошая чистая прибыль, и компания делится со своими инвесторами. Такую компанию можно рассматривать к приобретению.
Правило № 2. Снижение долговой нагрузки
Это безумно важный параметр и порой даже важнее, чем чистая прибыль. Поскольку чистая прибыль в этом году может быть, а в следующем наступит кризис, начнётся экономический спад в стране или в мире и чистая прибыль сойдёт на нет. А долговая нагрузка какая была, такая и останется. И по практике в кризисные времена долговая нагрузка только растёт. Поэтому также смотрим за последние пять лет насколько у компании увеличилась или уменьшилась долговая нагрузка. В идеале когда компания стремится закрывать свои долги. Если за последние пять лет видите, что компания имела, предположим, 100 млн. долгов, а стало 50 млн., значит её можно включить в свой инвестпортфель.
Правило № 3. Рост свободного денежного потока (FCF)
Напомним. Свободный денежный поток — это прибыль от операционных потоков компании, т.е. от её основной операционной деятельности за вычетом капитальных затрат компании, которые относятся к инвестиционной деятельности. Поэтому если у компании за последние пять лет FCF положительный и постепенно растёт, то это прекрасный сигнал к тому, чтобы компанию рассмотреть для приобретения в свой портфель.
Правило № 4. Собственное сырьё
Не все на это правило обращают внимание, но, поверьте, оно безумно важное. Если смотрим на компании из производственного сектора, то должны смотреть на собственное сырьё предприятия, и его интеграцию в этих отраслях. К примеру, возьмём металлургические предприятия. В стране есть три основных гиганта — это Северсталь. ММК и НЛМК. Все эти три компании производят металл. Что нужно, чтобы производить металл? Нужна руда и уголь. И если сравним Северсталь и ММК, то увидим, что у Северстали интеграция в уголь и руду практически 100%, т.е. у них есть свои залежи. Поэтому на Северсталь особо сильно не влияют мировые цены на уголь или руду. Следовательно, они могут их производить сами и использовать для изготовления металла, тем самым снижая издержки. И позволяя продавать товары, несмотря на возможно высокие цены на уголь или руду, по более конкурентным ценам нежели у ММК, у которого не очень большая интеграция в уголь и руду. Следовательно, ММК больше зависит от цен на это сырьё. Как правило, в перспективе одного — двух лет это скажется на компаниях несильно. Ну, а если заглянем в будущее на пять или десять лет, то, конечно, лучше выбирать компанию, у которой есть свои запасы сырья.
Правило № 5. Рост P/E в процентах
Напомним. Рост P/E % — это прибыль инвестора от владения акцией с учётом цены, которая есть сейчас на рынке. Поэтому если P/E % растёт, это значит, что цены акций обгоняют чистую прибыль. И, соответственно, внутренняя стоимость компании и рыночная стоимость компании двигаются в балансе. Это отражается на показателе P/E %. Поэтому важно, чтобы этот показатель рос.
Правило № 6. Перепроизводство компании
Здесь нам помогут производственные отчёты компании, где сможем посмотреть сколько компания производит продукции и сколько компания этой продукции продаёт. Допустим, знаем, что за последние три года компания производила каждый год по десять телефонов и столько же продавала. У компании нет перепроизводства. Всё, что она производит, она продаёт. А вот в новом году компания произвела также десять телефонов, но продала всего три телефона. А значит в следующем году телефоны, которые компания не продала нужно будет продавать со скидкой, поскольку это будут старые модели, которые не так пользуются спросом. Если это будет продолжаться несколько лет, то у компании будет производство. Что плохо скажется в целом и на рост акций, и на дивидендную политику.
Правило № 7. Увеличение продаж.
Если понимаем, что компания на протяжении пяти лет каждый раз производит больше телефонов (допустим, пять лет назад она производила 10 телефонов за год, а сейчас 30 телефонов за год, и старается их все продать по хорошим конкурентным ценам), то это также хороший сигнал к тому, что эта компания интересна для приобретения.
Правило № 8. Увеличение спроса на продукцию
Сам по себе спрос, как и предложение величина очень относительная и очень часто меняется. Поэтому опять же здесь берём пять лет, это тот срок за который действительно можем оценить рост спроса и предложения или наоборот его падение.
Правила № 9 и № 10 будут касаться ТОП-Менеджмента. На них вообще мало кто обращает внимание, но поверьте это также безумно важно. Поскольку дивидендная политика и стратегия развития предприятия, в которые хотим инвестировать зависят от ТОП-Менеджмента.
Правило № 9. Стабильный ТОП-Менеджмент
Это не значит, что ТОП-менеджмент вообще не должен меняться и никто ни должен приходить или уходить. Но, если за последние пять лет в компании поменялась полностью структура Топ-Менеджеров, то здесь возможны какие-то проблемы. К тому же, если у компании очень часто меняется ТОП-Менеджмент, то не можем оценить их работу. Допустим, есть какая-то одна стратегия развития и взгляд на дивидендную политику, а через два года пришла другая команда, у которой другой взгляд и стратегию переделали, ещё через год пришла третья команда, у неё опять же другой взгляд на эти вещи. Поэтому оценить компанию с точки зрения менеджмента и перспектив развития компании становится очень тяжело. Поэтому менеджмент компании может меняться, но должен меняться не сильно.
Правило № 10. Свои/чужие
Это значит, что в компании ТОП-Менеджмент не должен быть приходящим на 100%. Если в компании все руководящие позиции занимают люди, которые пришли из других компаний или даже отраслей, то можем задать логичный вопрос. А почему компания не растит своих специалистов? Если компания не растит собственных специалистов, то руководители на местах понимают, что им расти некуда. Соответственно, они будут либо хуже работать, либо искать другое место работы. Поэтому ТОП-Менеджмент должен состоять из свои сотрудников, которые выросли в этой компании и ТОП-Менеджеров, пришедших из других предприятий.
Итак, как видите эти правила не особо сложные. Поэтому любой из вас может оценить компанию, используя эти десять правил. Надеемся, что эти правила помогут вам сформировать хороший и прибыльный инвестиционный портфель.