Человеку природой дарованы две уникальные способности: субъективно переживать события внешнего мира и познавать этот мир с помощью языка. В отличие от других животных мы используем язык не только как примитивное средство общения с особями своего вида, но и как инструмент, позволяющий описывать окружающий мир и все происходящие в нем процессы. Каждому элементу мы присваиваем свое имя, что позволяет значительно упростить процесс общения и познавания.
Однако, традиционный язык имеет весьма значительные ограничения - для точного описания какого-либо предмета или явления часто недостаточно одного слова. Так, например, слово «снег» может оказаться достаточным описанием природного явления для нас, но неполным для жителей крайнего севера, где это явление - неотъемлемая часть их жизни. В языке эскимосов существует огромное множество слов (более сорока), которые обозначают различные состояния снега. И для перевода этих эскимосских вариантов на русский язык мы будем вынуждены использовать различные уточняющие прилагательные или даже более сложные описательные конструкции из слов в виде нескольких предложений.
Но и этого недостаточно, чтобы традиционный язык стал идеальным инструментом описания мира. К примеру, если попросить нескольких человек составить фоторобот их общего знакомого на основе описания элементов его лица (волос, лба, ушей, глаз, носа, губ, подбородка, цвета кожи), то мы получим схожие, но не идентичные определения. Не смотря на тот факт, что описания будут сделаны на общем языке – характеристика черт лица будет всегда субъективной и использованные прилагательные - схожие, но часто разные…
Куда сложнее будет найти общие для всех базис-определения для таких абстрактных слов как «свобода», «любовь», «вера», «счастье». Если попросить произвольно собранную группу людей дать определение термину «свобода» своими словами (то есть без помощи словарей и Википедии) – мы получим весьма разнообразные и иногда и противоречивые варианты ответов.
Тупик?..
Нет!
К счастью, существует математический язык, структура которого настолько формализована, что не допускает неоднозначной трактовки. Азбука сухих цифр и букв лишена чувств и божественного начала, но формирует однозначные отношения между объектами с хорошо описанными свойствами. Да, объекты в математике идеализированы и отношения между этими моделями сведены к формальным алгоритмам. Но этот язык стал фундаментальным для естественных наук – развитие физики, химии, биологии, астрономии и геологии в настоящее время невозможно без использования математического аппарата, который широко используется в них как для точных формулировок, так и для получения и анализа новых результатов.
Математика замечательно подходит для формального и точного описания всех природных явлений и процессов, происходящих как вокруг нас, так и далеко от нас. Еще Галилей писал: "Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, который сначала научился постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики".
Математика добралась и до нас самих. Все наши основные чувства могут быть описаны как биохимические алгоритмы. Все, что мы эмоционально переживаем, это совместная работа головного мозга (нейронная сеть), нервной и эндокринной (гормональной) систем. Можно уверенно говорить, что все что связано с работой нашей биосистемы будет досконально изучено и разложено по полочкам в ближайшие несколько десятков лет. А может и раньше…
Только наше сознание остается Terra Incognita с точки зрения формального математического анализа. Там, где формируется собственное Я человека и его отношение к окружающему миру, лежит земля лютых иррациональных бурь и противоречий. Именно поэтому наш традиционный язык, который является неотъемлемой частью сознания столь противоречив и несовершенен. Именно внутри сознания рождены такие понятия как «свобода», «вера», «смысл жизни». Сама суть этих понятий иррациональна с точки зрения точной науки и нет возможности их формального описания.
Что из этого следует?.. Два вывода.
- Математика – замечательный язык, который однозначно может описать все объективные явления окружающего мира. Это язык Вселенной. Значит он существовал до нас. Будет существовать после нас. И мы его не придумали, а открыли, как и закон всемирного тяготения. Теперь, пользуясь математическим языком как инструментом, мы преумножаем свои знания.
- Традиционный же язык – результат работы нашего сознания. Природа ради забавы посеяла в наше сознание иррациональное зерно, которое разрослось как сорняк, заполнив все наши мысли острыми и болезненными темами. Главные из них «свобода» и «вера». А если эти слова - исключительно дети сознания, то свободы и веры нет в объективном мире. Это лишь наши собственные иллюзии. Для личного пользования.
Лев Толстой понял это еще полтора века назад: "Разум выражает законы необходимости. Сознание выражает сущность свободы".