Вопрос, когда люди начали носить чалму, теряется в глубине веков. Обматывание головы в кусок ткани, чтобы избежать солнечного и теплового удара практиковалась в жаркой Аравии, да и по всему Ближнему Востоку задолго до прихода ислама.
И если в средние века этот головной убор был широко распространенным по всему мусульманскому миру, то сейчас уже чалму мало кто носит в том числе и на родине ислама. Зато этот обычай получил широкое распространение среди мусульманских клерикалов и поэтому чалма стала предметом «спецодежды» официального служителя культа.
Именно эта деталь отличает муллу от обычного мусульманина.
Обычно специальное одеяние и чалма нужны для того, чтобы подчеркнуть статус священнослужителя, как грамотного, сведущего в религии человека, к которому можно обращаться для того чтобы получить ответ на тот или иной вопрос. Впрочем, есть тут еще и другой момент – меркантильный.
«Правильно» одетый служитель культа привлекает к себе дополнительное внимание, а это в свою очередь, помогает «повысить капитализацию» оказываемых им «духовных услуг».
Поэтому подобная «спецодежда» очень востребована в среде официального духовенства, ведь она добавляет мулле статусности.
Впрочем, приметой времени стал тот факт, что некоторые молодые представители клерикальных кругов меняют свои чапаны и чалмы на гражданские костюмы с галстуками или другую светскую одежду. За этим как бы читается желание показать свою «прогрессивность», соответствие «духу времени».
Более того представители официального духовенства ношение чалмы ограничивают лишь официальными мероприятиями, но вы не увидите муллу в чалме на улице или в метро.
Впрочем, так поступают и православные священники, которые зачастую меняют свои рясы на «гражданку» когда «выходят в народ».
Вот и получается, что чалма и чапан стали некими «опознавательными знаками» официальных представителей мусульманской конфессии и особенно на постсоветском пространстве.
Однако внешние признаки часто бывают ошибочными. Об этом в частности повествует один из бесчисленных анекдотов про Насреддина.
К Насреддину пришел неграмотный армянин и показал ему письмо, написанное по-армянски, с просьбой прочитать. «Не умею я», - ответил Насреддин. Армянин оглядел Насреддина с головы до пят с удивлением, а потом сказал: «Раз ты не умеешь читать, то с какой стати напялил на голову такую большую чалму?» Насреддин мигом снял с головы чалму, нахлобучил на голову армянину и воскликнул: «Если дело в чалме, то прочитай теперь сам!» (Молла Насреддин. Пер. с перс. Н.Османова, М. 1970, стр.95)
Ильдар Мухамеджанов