Среди роскошного парка в самом центре Алматы расписным пряником стоит одно из уникальных архитектурных сооружений Центральной Азии. Солнышко светлыми зайчиками скачет по ярким ромбикам куполов, наличникам и золотым крестам. Воркующие голуби хлопают крыльями вдоль желтых радостных стен. И льется в бездонное алматинское небо тихий восторг. Это Вознесенский кафедральный собор – одно из чудес южной столицы.
Давным-давно на месте огромного мегаполиса у подножья могучих гор Заилийского Алатау стояло военное укрепление, крепость, основанная по приказу правительства Российской империи. Имя форту дали красивое, надежное и звонкое – Верный! Вскоре он разросся до небольшого поселения, а затем превратился в крупную казачью станицу.
В 1867 году Верный стал областным центром Туркестанского края, быстро приобрел влияние в регионе, и в 1871 году была основана Туркестанская епархия Русской православной церкви, которая объединила земли современного Южного и Западного Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Ее центром стал Верный. И совершенно логично, что было принято решение возвести в городе кафедральный собор, который бы вмещал большое количество прихожан, став главным храмом в Туркестанском крае.
Строительство сильно затянулось: сначала долго ждали финансирования, потом скончался архитектор, а в 1887 году половина Верного была уничтожена мощным землетрясением. Катастрофа заставила людей пересмотреть проект. Выяснилось, что все деревянные сооружения устояли при подземных толчках, а каменные были разрушены стихией. Это и навело архитекторов и инженеров на мысль, что храм надо строить из дерева. В 1904 году после долгих бюрократических проволочек, специальных комиссий, после столкновения критиков и поклонников проекта началось, наконец, строительство собора по проекту архитектора Константина Борисоглебского. Ответственным был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший обязанности областного инженера.
Строительство собора было связано со многими техническими и инженерными новинками. Применили железобетонные конструкции, создали сложную систему вентиляции и специальных каналов, использовали метод обработки древесины антисептиками. Но самым главным моментом в возведении такого высокого здания была его сейсмоустойчивость.
Андрей Зенков настоял на том, чтобы фундамент и цоколь собора делать не из традиционного кирпича, а из армированного бетона, что придало сооружению дополнительную устойчивость при частых подземных волнениях. Инженер решил и вопрос сборки деревянных стен и куполов, все шло с расчетом на землетрясения и укреплялось непривычным, но надежным способом: ствол колокольни и барабаны куполов насквозь прошивали металлическими штырями. Сруб центрального барабана скрепили стальными накладками, все стропила укрепили металлическими болтами и скобами.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.